Музеи | «Классика»

December 4, 2018

Л. Кранах. «Мадонна с младенцем»

Искусство нидерландского Возрождения знаменовало новую эпоху в истории европейской живописи, оно послужило основой для формирования двух национальных художественных школ XVII века — Голландии и Фландрии. В Германии культура Возрождения сложилась позже, чем в Нидерландах и Италии. В XV веке страна была раздроблена на отдельные феодальные центры. В живописи немецких мастеров господствовали принципы позднеготического искусства. В разных художественных центрах страны создавались многочисленные алтарные произведения, которые помимо общих стилистических черт обладали специфическими местными особенностями. Имена многих художников того времени до сих пор не раскрыты.

Мастер из Лихтенштейнского замка возглавлял группу живописцев, работавших около 1440 года во владениях немецких императоров из династии Габсбургов в Вене и близлежащих городах. «Рождество» и «Поклонение волхвов» являются частями разрозненного полиптиха. Работу художника отличает изысканность певучих линий и нежного по тонам колорита. Он следует аристократическим вкусам и придворным идеалам красоты.

Наивнее и грубее по манере исполнения работа другого анонимного австрийского художника середины XV века, выполнившего полиптих для монастырской церкви. Изображение девы Марии в платье с колосьями является определенным иконографическим типом, который часто встречается в работах австрийских мастеров.

Более зрелый стиль, умение перспективно построить пространство и передать объем характеризуют работу анонимного эльзасского мастера, принадлежавшего к кругу известного художника Мартина Шонгауэра (умер в 1491). Его произведение является створкой полиптиха, на которой изображены Мария Магдалина, Иоанн Богослов и стоящая на коленях заказчица иконы. Ее фигурка представлена в меньшем масштабе, чем изображения святых, и выполнена в более условной манере.

Воздействие Шонгауэра испытал и анонимный верхнерейнский мастер, создавший поэтические, полные наивной выразительности религиозные сцены. В створке «Явление Христа Марии Магдалине» вне всякой связи с сюжетом запечатлен еще и святой Варфоломей, видимо, покровитель заказчика алтаря. Традиционный сюжет «Благовещение» соединен с легендой об охоте на единорога. Архангел

Гавриил изображен подобно рыцарю с охотничьим рогом, копьем и сворой собак, а Мария — в облике прекрасной девушки из рыцарской легенды.

В развитии реалистических тенденций в немецкой живописи второй половины XV века немалую роль сыграло обращение ряда художников к опыту их нидерландских современников.

Влияние нидерландского искусства проявилось, в частности, в работе вестфальского мастера Иоганна Кербеке (умер в 1491) «Бичевание Христа». Художник заимствует отдельные мотивы у нидерландских живописцев (например, вид города в проеме окна), однако в целом он сохраняет средневековый плоскостной принцип изображения. Из-за очень высокой линии горизонта перспективное построение картины лишается своего пространственного эффекта. Христос представлен беспомощной жертвой, и в изображении его мучений, в злобной активности палачей проявляется нарочито жестокое упоение страданием.

Расцвет немецкого искусства эпохи Возрождения наступает в первой половине XVI века, в эпоху напряженной классовой борьбы, Реформации и Крестьянской войны в Германии. Мощные социально-экономические сдвиги породили новое мировоззрение, новые идеалы и взгляды на мир и человека, что нашло непосредственное отражение в искусстве.

Лукас Кранах Старший (1472—1553) был придворным художником правителей Саксонии и работал в основном в городе Виттенберге, выполняя разнообразные заказы герцогского двора и городской знати. Он писал замечательные по своей выразительности и мастерству исполнения портреты, а также религиозные и мифологические композиции, в которых ярко отразились новые гуманистические идеалы. Поэтическое чувство природы и ощущение ее созвучия с жизнью человека привлекает в его картине «Мадонна с младенцем». Лирический и одухотворенный образ мадонны гармонирует с умиротворенным и величественным пейзажем.

Л. Кранах. «Мадонна с младенцем»

Л. Кранах. «Мадонна с младенцем»

Большой популярностью пользовались у современников произведения Кранаха на аллегорические и мифологические темы. Картина «Плоды ревности» написана им на сюжет из сочинения древнегреческого поэта Гесиода и является аллегорией «серебряного века», когда между людьми, которые жили прежде как счастливые и беззаботные дети природы, начались первые раздоры. Умение художника показать красоту обнаженного тела и созданный им идеальный образ манерно-изящной красавицы импонировали вкусам аристократических заказчиков Кранаха.

Сложный язык символов и аллегорий в значительной мере присущ немецкой живописи XVI века. Так, картина баварского художника Мельхиора Фезелена (умер в 1538) «Аллегория Справедливости», в которой изображена богиня правосудия Немезида, попирающая поверженного римского императора Нерона, содержит понятный современникам намек на несправедливость императорской власти.

Работа Матиаса Герунга из Швабии (ок. 1500—1568/70) «Аллегория любви» включает несколько эпизодов античных и средневековых легенд. В их числе и «Суд Париса», запечатленный на переднем плане картины в его средневековой интерпретации, согласно которой три богини, поспорившие о том, кто из них самая прекрасная, являются во сне троянскому царевичу Парису, облаченному в рыцарские доспехи.

Зрелый стиль немецкого Возрождения демонстрирует работа ученика Дюрера Ганса Зюса из Кульмбаха (1475/78—1522), представляющая собой створки, некогда закрывавшие трубы небольшого церковного органа.

Мастер «АВ». Бегство в Египет

Мастер «АВ». Бегство в Египет

Современником знаменитых немецких художников XVI века был анонимный провинциальный мастер из Швабии, подписывавший свои работы монограммой «АВ». Его небольшое полотно «Бегство в Египет» привлекает наивной непосредственностью, поэтичностью и жанровой достоверностью в передаче евангельского сюжета. Мария с новорожденным Христом и Иосиф тайно покидают город Вифлеем, узнав, что царь Ирод приказал убить всех младенцев до двухлетнего возраста. Евангельские персонажи изображены подобно немецким крестьянам, их окружает северная природа, талый снег, густые ели.

Несомненный интерес представляют также образцы немецкой мелкой пластики XVI века. Бронзовая статуэтка женщины, расчесывающей волосы, создана неизвестным аугсбургским мастером, который был знаком с произведениями итальянского искусства и стремился создать идеально-прекрасный образ.

Исключительной тонкостью работы поражает деревянная статуэтка Адама, исполненная в Зальцбурге, в мастерской так называемого монограммиста I.Р. Этот искусный мастер использовал в качестве образцов современную ему немецкую гравюру и был знаком с классической античной системой пропорций.

В зале экспонированы также произведения декоративно-прикладного искусства Германии и Франции XII—XVI веков. Наибольшую ценность среди них представляют лиможские эмали. Город Лимож сыграл большую роль в истории французского прикладного искусства. С XII века здесь возникло производство выемчатых эмалей. Для их создания на медную пластинку пунктиром наносили узор, который затем выдалбливали по контуру, а получившееся углубление заполняли стекловидным порошком, после чего изделие подвергалось многократному обжигу в печи при высоких температурах, а затем шлифовалось и полировалось.

Произведения выемчатой эмали отличаются нежной красочностью. Большую роль в них играют гравировка, а также накладные скульптурные детали и фигуры. В красочной гамме эмалей, состоящей из шести тонов — синего, голубого, зеленого, белого, желтого и красного, доминирует синий, для производства которого лиможские мастера использовали привозимую из Испании краску «сафра», представляющую смесь окиси кобальта и стекла.

В изделиях XII века обычен гладкий фон золоченой бронзы с гравированным растительным орнаментом, на котором ярко выступают красочные эмалевые фигуры. В XIII веке преобладают синие эмалевые фоны с узором в виде цветочных розеток, сочетающиеся с золочеными плоскими гравированными или скульптурными фигурами.

Сохранившиеся изделия с выемчатой эмалью лиможских мастеров XII—XIII веков составляют главным образом предметы церковного назначения — кресты, оклады церковных книг, коробочки с конической крышкой (пиксиды) и особенно многочисленные ларцы-мощехранительницы (реликварии). Ларцы по форме напоминали церкви того времени — массивные прямоугольные здания с двускатной крышей.

В этот же период были распространены изделия художественного литья, имевшие бытовое назначение. Бронзовый водолей в виде львицы — замечательный образец немецкого прикладного искусства первой половины XIII века. Такие водолеи предназначались для мытья рук и подавались на пирах в феодальных замках. При их изготовлении применялась отливка «с потерей воска». На глиняной болванке создавалась восковая модель и покрывалась глиной, которая служила формой. Эту форму подвергали обжигу (при этом воск вытекал) и заполняли жидкой бронзой. Глиняную форму разбивали, а готовое изделие подвергали обработке. Лаконизм и выразительность формы водолея делают его похожим на геральдическое изображение.

Раздел западноевропейского искусства XVII столетия — один из самых значительных и ценных в музейной коллекции. В нем представлены произведения мастеров — в том числе крупнейших — различных национальных школ.

Формирование художественных школ было связано с ростом и укреплением в Европе национальных государств. Ведущими художественными державами в XVII веке были Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. К концу столетия испанская, голландская и фламандская школы теряют свою самобытность и, по существу, сходят со сцены.

В XVIII веке наиболее значительными были достижения изобразительного искусства Италии и особенно Франции, которая с этого времени становится важнейшим центром художественной жизни Европы.

Обзор этого раздела следует начинать с зала 11 (искусство Фландрии), затем пройти в зал голландской живописи (10). После этого ознакомиться с произведениями испанских мастеров (зал 11) и с коллекцией итальянского искусства XVII—XVIII веков (зал 12); в заключение посмотреть зал 13, где выставлены произведения французской живописи и скульптуры XVII и XVIII столетий.

Обратная связь
Отзывы о деятельности служат своеобразной обратной связью для компании. Сайты подобные этому — all-reviews.info, аккумулируя на своих страницах не только карточки предприятий, но и комментарии клиентов о их деятельности, выполняют двойную функцию: с одной стороны, они помогают потребителям выбрать наилучшие товары и услуги,
с другой, дают возможность компаниям работать не вслепую, а наглядно видеть свои достоинства и недостатки.

Телеграм-канал «Классика»



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики