Музеи

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Апрель 17, 2018

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Наибольшую близость византийским образцам обнаруживает икона «Мадонна с младенцем на троне», созданная около 1280 года в городе Пизе. Богоматерь — царица небесная с младенцем Христом представлена на богато украшенном резном троне. Тонкие золотые линии — ассисты — прочерчивают ровные плоскости цвета в одеждах.

Величественный и монументальный характер композиции, ритмическая выразительность линейного рисунка, гармония тонко найденных цветовых отношений определяют художественные достоинства иконы.

Мадонна с младенцем на троне, слева: Пизанский мастер, справа: Коппо ди Марковальдо (Флоренция)

Мадонна с младенцем на троне, слева: Пизанский мастер, справа: Коппо ди Марковальдо (Флоренция)

К числу лучших экспонатов относится большая житийная икона «Мадонна с младенцем на троне», выполненная около 1275—1280 годов во Флоренции. В центральной части иконы на троне представлена богоматерь с прильнувшим к ней младенцем Христом. Такой тип изображения получил название «Умиление». Нимб вокруг головы богоматери украшен вставками из горного хрусталя. Слева и справа, в ином масштабе, изображены ангелы с кадильницами, а по сторонам центрального поля — семнадцать маленьких клейм с различными эпизодами евангельской легенды. Икону отличают разнообразие и насыщенность цвета. В лике богоматери художник контрастно сопоставляет затененные и ярко освещенные места, в одеждах поверх основного тона кладет бело-голубые пробела, стремясь сделать изображение более материальным, объемным. Икона свидетельствует о стремлении мастера сообщить изображению большую зрительную убедительность.

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

В итальянском искусстве XIV—XV веков существовало большое число местных художественных школ, каждая из которых обладала специфическими чертами и выдвинула знаменитых мастеров.

В зале имеются произведения художников Неаполя (Роберто Одеризи), Венеции, Болоньи (Симоне деи Крочефисси, Пьетро Лиа-нори), Пистойи (Джованни ди Бартоломео Кристиани), а также таких крупнейших художественных центров, как Флоренция и Сиена.

В XIV веке мастера сиенской школы живописи создали изысканное, оригинальное искусство. Большая эмоциональная выразительность отличает иконы «Мадонна с младенцем» и «Распятие» работы Сенья ди Бонавентуры (умер в 1331). Он был учеником прославленного Дуччо ди Буонинсеньи (ок. 1225—1319), основателя сиенской школы живописи.

В произведениях Липпо Мемми (упоминается между 1317 и 1347), который был учеником знаменитого сиенского живописца Симоне Мартини (ок. 1285—1344), образы св. Марии Магдалины и св. Августина лишены сверхчеловеческого величия. Они соизмеримы с реальным человеком и полны одухотворенности.

Симоне Мартини. Св. Мария Магдалина

Симоне Мартини. Св. Мария Магдалина

Аналогичными чертами отмечены образы святых в миниатюрных складнях — триптихах, выполненных в XIV веке в Сиене и во Флоренции. Их брали с собой в путешествия и военные походы. Они могли находиться в частных семейных молельнях и в монастырских кельях. У святых нежные кроткие лица. Их хрупкие фигуры вырисовываются изящными цветовыми силуэтами. На центральной доске помещено изображение богоматери с младенцем на троне в окружении святых, на боковых сторонах — «Благовещение Марии», «Рождество Христа», «Распятие».

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Во Флоренции в конце XIV — начале XV века большой славой пользовался уроженец Сиены, талантливый художник и миниатюрист Лоренцо Монако (ок. 1370—1422/24). Его творчество представлено иконой «Мадонна с младенцем и ангелами». Фигура богоматери в синем плаще, образующем прихотливый узор на золотом фоне, вырисовывается в центре композиции. Ей поклоняются хрупкие белокурые ангелы, изображенные на облачках.

Ведущим живописцем Сиены первой половины XV века был Стефано ди Джованни, прозванный Сассетта (1392(?) — 1450). Его искусство поэтично, оно подкупает нежной красочностью, чистотой рисунка, гибкой подвижностью линий. Характерными представителями сиенской живописи являются Андреа ди Бартоло (упоминается в 1389—1428) и ученик Сассетты Сано ди Пьетро (1406—1481).

Сассетта. Св. Лаврентий. Св. Стефан

Сассетта. Св. Лаврентий. Св. Стефан

Мадонна из «Благовещения» Андреа ди Бартоло, «Св. Лаврентий» и «Св. Стефан» Сассетты, «Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро были частями полиптихов — больших многочастных икон, которые помещались в алтаре или капеллах готического собора.

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Типичными образцами являются работы умбрийского художника Франческо д’Антонио де Анкона и мастера Пьетро Лианори из Болоньи. На центральной доске в обоих полиптихах представлена богоматерь с младенцем на троне, а слева и справа от нее, на отдельных створках, изображены святые с характерными для каждого из них атрибутами. Алтарные картины обычно вставлялись в резную деревянную золоченую раму, напоминающую по своим формам архитектурные детали и декор готического собора.

Иллюстрация из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрация из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

В зале можно видеть и характерный образец декоративно-прикладного искусства — изящный деревянный ларец, украшенный пластинками резной кости, на которых изображены прогуливающиеся дамы и кавалеры. Он выполнен на рубеже XIV—XV веков венецианским мастером из семьи искусных резчиков Эмбриакки. Такие ларцы обычно служили свадебными подарками и предназначались для хранения драгоценностей.



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики