April 18, 2018
В зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, посвящённом итальянскому искусству XV—XVI веков, кроме живописи, экспонируется пластика малых форм. Жизненно достоверный и монументально-обобщенный характер образов, свойственный искусству Высокого Возрождения, наглядно проявляется в бронзовой скульптуре «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», выполненной в мастерской известного венецианского скульптора Якопо Сансовино (1486—1570).
Работой самого Сансовино следует считать также выразительную фигуру «Старик, опирающийся на палку». Она встречается в рисунках Тинторетто и, видимо, является бронзовой отливкой одной из тех восковых фигурок, которые художник заказывал скульптору, а затем использовал в своих натурных перспективных штудиях.
К первоклассным произведениям мелкой пластики принадлежит и бронзовая «Голова мальчика», выполненная в подражание античным образцам в XVI веке мастером Якопо Алори Бонакольси, по прозвищу Антико, который работал при дворе мантуанского герцога.
К началу XVI века относится бронзовая фигурка всадника на алебастровом постаменте — характерный для эпохи Возрождения тип конного памятника. Статуэтка представляет ломбардского кондотьера XVI века Эразмо Тривульцио и входит в серию скульптурных изображений, прославляющих эту семью военачальников.
Фигура сидящей женщины (аллегория Архитектуры) — уменьшенная копия, сделанная в XVII или XVIII веке с большой статуи скульптора Джованни да Болонья, фламандца по происхождению, работавшего во Флоренции при дворе Медичи.
Несомненный интерес представляет также выполненное в XVII веке уменьшенное повторение знаменитой бронзовой статуи «Персей» прославленного флорентийского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини (1500—1571).
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была торжественно установлена на главной площади Флоренции, под арками Лоджии деи Ланци. Мастер изобразил героя античной легенды, убившего Медузу Горгону, от взгляда которой все живое обращалось в камень.
В эпоху Возрождения подлинный расцвет переживает также прикладное искусство. Итальянская майолика XV—XVI веков представляет яркую страницу в его истории. Термин «майолика», который использовали для наименования керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытых глазурью и росписью, происходит от старинного итальянского названия острова Мальорка, через который в Италию ввозились произведения испано-мавританской керамики.
Музей располагает несколькими интересными образцами итальянской майолики XVI века. Среди них — блюдо с изображением въезда Христа в Иерусалим, возможно, выполненное в сиенских мастерских; две венецианские альбареллы — аптекарские банки для хранения трав и порошков; блюдо с гербом из мастерской городка Дерута, который был одним из важных центров майоликового производства; тарелка с изображением Нептуна — типичный образец мастерских города Урбино. Формы сосудов отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью. Основное внимание уделялось росписи. Первоначально она имела декоративно-орнаментальный характер, а со второй четверти XVI века итальянские керамисты перешли на фигурные композиции, используя в качестве образца современные гравюры.
Роспись производили металлическими красками (кобальт, окись марганца) по сырой непрозрачной глазури. Для этого готовое обожженное изделие опускали в чан с глазурью, затем расписывали и вновь подвергали обжигу. В результате получалась долговечная прочная роспись, радующая глаз чистотой и яркостью красок.
В зале представлены и образцы художественно выполненной итальянской мебели XVI века.
В их числе венецианский свадебный ларь — кассоне из орехового дерева, отделанный великолепным резным гротескным орнаментом по золоченому фону.
Любопытен дубовый резной ларь-седалище (кассапанка) флорентийской работы. В таких ларях менялы хранили деньги и долговые расписки.
Красотой и изяществом, а также тонкостью и сложностью работы восхищает шкафчик-кабинет из черного дерева. Он оформлен в виде архитектурного фасада. Его украшают бронзовые колонки и резные фигурки из подкрашенного камня. Этот вид мебели — кабинет — впервые появился в Испании в начале XVI века и вскоре быстро завоевал популярность в Италии, а затем распространился по всей Европе. В его многочисленных потайных ящичках хранили драгоценности, важные или ценные бумаги и тому подобные предметы. Кабинет обычно помещали на столик-подставку (в экспозиции для этой цели использован столик XVII в.).
Начиная с XVIII века название «кабинет» приобрело более широкий смысл. Кабинетом стала называться комната, предназначенная для занятий и хранения книг, картин, редкостей, драгоценностей и научных коллекций.
Телеграм-канал «Классика»
Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние
В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей
Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю
Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который
Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»
В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось
В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»
Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов
Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который
Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,
Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря
Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели
В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?
Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и
Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги
Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением
80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному
Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,
Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди
Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики