February 8, 2013
Тема раскола привлекала к себе русское демократическое искусство. Она легла в основу таких капитальных произведений русского искусства, как картина Сурикова «Боярыня Морозова» (1887). Но Сурикова совершенно не занимала религиозно-догматическая сторона раскола. Раскол интересовал его лишь в той мере, в какой он затрагивал чувства и жизнь народа. Сюжетом для картины Сурикова послужил тот эпизод из истории раскола, когда одну из его главных представительниц боярыню Федосью Морозову с позором провозят по Москве в место ее заточения, подмосковный монастырь, где она, как гласит предание, погибла голодной смертью, так и не приняв новой веры. Картина изображает запруженную народом московскую улицу, сквозь которую, раздвигая народ направо и налево, движутся сани с сидящей в них боярыней Морозовой. Художник долго работал над тем, чтобы толпа, народ не подавляли образа боярыни. В конечном счете он добился того, что Морозова властвует в картине над окружающим ее человеческим морем.
Страшная бледность выделяет ее лицо среди всех окружающих лиц. Эта бледность говорит и о перенесенных лишениях, но более того, о снедающем Морозову внутреннем огне, пылающем в ее пророческом взоре. Вся фигура Морозовой, откинувшаяся в санях, с высоко поднятой рукой, с пальцами, сложенными в старообрядческое двуперстие, напоминает взметнувшийся кверху язык пламени. Какие же чувства вызывает Морозова в толпе? На переднем плане картины мы видим сидящего прямо на снегу юродивого и старуху нищую. Оба эти персонажа видят в Морозовой защитницу правого дела, и юродивый, словно эхо, повторяет жест Морозовой. Позади юродивого и нищей старухи – большая группа горожан. Лица большинства из них говорят о сочувствии Морозовой. Но оно выражается не столь решительно и последовательно, как у юродивого и нищей старухи. Это группа соболезнующих свидетелей. Удаляясь от переднего плана, мы начинаем замечать в толпе лица, которые выражают просто испуг, равнодушное любопытство и, наконец, недоброжелательство к Морозовой. Враждебность к боярыне достигает своего наиболее сильного и открытого выражения в фигуре издевательски смеющегося попика. Так, в столкновении страстей, в напряжении острейшего конфликта показывает Суриков народную массу. В раскрытии мятежного духа народа, столь патетически кульминирующего в образе Морозовой, и одновременно в ощущении его трагического бессилия – главная сила монументального суриковского полотна. Народ и есть истинный герой произведения Сурикова, несмотря на то, что в центре его отдельная личность.
Созданию «Боярыни Морозовой» так же, как до этого созданию «Меншикова в Березове» и «Утра стрелецкой казни», предшествовала огромная подготовительная работа. Суриковым было создано несколько эскизов, множество этюдов. Благодаря такому методу работы толпа в картине Сурикова ожила, каждый составляющий ее персонаж приобрел плоть, кровь, характер, социальную типичность. Многие из этюдов Сурикова, несмотря на свой служебный, подготовительный характер, являются вполне законченными живописными произведениями, подлинными шедеврами художника. К числу подобных работ следует отнести этюды «Голова Морозовой», «Боярышня со скрещенными на груди руками», «Боярышня в синей шубке».
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак