Живопись | «Классика»

February 6, 2013

В начале 60-х годов Перов выступал по преимуществу как страстный обличитель темных сил, угнетавших народ. Но к середине 60-х годов интерес художника начинает перемещаться от прямого обличения угнетателей к самим угнетенным. Он создает ряд произведений, рисующих народное горе, в центре которых стоят образы обездоленных. В ряду лучших из этих произведений – картина «Проводы покойника» (1865).

Сюжет картины – потеря крестьянской семьей своего кормильца – близок замечательной поэме Некрасова «Мороз Красный нос». Обращение двух выдающихся художников-демократов к сходной теме не было простой случайностью. Тяжесть крестьянской жизни, беспросветная нужда могли быть раскрыты через изображение смерти кормильца семьи с особой наглядностью.

В картине Перова изображены проводы умершего крестьянина на кладбище. Гроб провожают вдова умершего и его двое детей. Провожатые умещаются вместе с гробом на дровнях, запряженных деревенским савраской. За дровнями нет провожающих, и они неторопливо скользят по зимней дороге мимо занесенного снегом косогора под лай выбежавшей откуда-то собаки.

При более внимательном рассмотрении в картине выступают отдельные детали и частности, дополняющие, углубляющие и усиливающие первое впечатление, создающие реалистическую конкретность образа. Кусок домотканого холста, высунувшийся в щель из-под крышки гроба, веревка, обвязывающая гроб, прикрывающая его рогожа – свидетельство крестьянской бедности; тулуп и шапка умершего отца, в которые одет мальчик, напоминают об их прежнем владельце. Но все эти детали не нарушают общего целостного впечатления от картины, ибо они подчинены этому целому. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление.

Еще до того, как зритель успеет рассмотреть картину во всех частностях, он улавливает трагизм изображенной ситуации, проникается ее скорбным настроением. Одиночество осиротевшей семьи ощущается не только в отсутствии провожающих, но еще более в особой компактности маленькой группы людей, жмущихся к сосновому гробу. Изображенная на фоне снежного пейзажа, эта группа замкнута в своем силуэте, представляя как бы затерявшийся маленький мирок, отделенный в своем несчастье от остального мира. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. В очерке женской фигуры она достигает наибольшей красноречивости, здесь она особенно отчетлива, так как женщина помещена художником на фоне самой светлой части неба.

Зритель видит согнутую непосильной тяжестью жизни спину, устало опущенные плечи, горестно поникшую голову. Скупые, но необычайно точные линии, которыми охарактеризована женская фигура, не менее сильно, чем стихи Некрасова, рассказывают о тяжкой доле крестьянской вдовы. Прослеживая взглядом силуэт группы, зритель как бы ощущает движение саней, поддержанное ритмично повторяющимися кривыми в очертаниях крышки гроба, плечей крестьянки, дуги. Движение в глубь картины подчеркивает встречное движение плывущих по небу тяжелых снежных облаков и тот прорыв в глубину, впечатление которого создает светлая полоса у горизонта.

В создании общего настроения картины большая роль принадлежит пейзажу. Перов был первым русским художником, глубоко почувствовавшим поэзию серых пасмурных дней и сумевшим выразить через эту поэзию свои скорбные мысли о России. Тяжелое, словно придавившее людей небо, убогий ельник, обегающий по косогору, деревянная кладбищенская церквушка, виднеющаяся вдали, стая взметнувшихся вверх черных птиц – все это еще более усиливает впечатление одиночества и заброшенности крестьянской семьи.

Холодная тональность колорита служит дополнительным средством раскрытия этой темы.

По глубине содержания, по выразительности художественного языка, по силе эмоционального воздействия, по истинно поэтическому ощущению действительности картина «Проводы покойника» одно из лучших произведений русской живописи. Ученик Перова, ставший затем выдающимся художником, М.В. Нестеров так сказал о своем учителе: «…Перов, почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давая то, что позднее давал великий живописец Суриков в своих исторических драмах».

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак