Живопись

Пейзаж Блеса

Июль 4, 2012

Пейзаж со сценой бегства в Египет, фрагмент

В первые десятилетия XVI века в нидерландской живописи произошло важное событие, имевшее огромное значение для последующего развития искусства, – появился пейзаж как самостоятельный, светский жанр. Интерес к природе всегда был очень велик у нидерландских живописцев, но в XV веке пейзаж существовал лишь как фон в картинах религиозного содержания. Теперь он начинает играть самодовлеющую роль, религиозный сюжет подчиняется ему, оттесняется на второй план, а иногда исчезает вовсе.

Прекрасным памятником раннего нидерландского пейзажа является картина одного из основоположников этого жанра – Херри мет де Блеса (около 1510 – около 1550) – «Пейзаж со сценой бегства в Египет» (находится в Эрмитаже). Изображения богоматери с младенцем, едущих на ослике, сопровождающего их Иосифа и изображение на небо бога-отца занимают совсем немного места в композиции. Они даже написаны несколько иначе, четче по рисунку, ярче по живописи и не кажутся органической частью природы, на которую в основном направлено внимание художника. Конечно, этот пейзаж написан не с натуры и не представляет какую-либо конкретную местность. Западноевропейские живописцы вплоть до второй половины XIX века делали с натуры лишь зарисовки, а потом в четырех стенах мастерской писали картины, опираясь на свою память или на эскизы.

Пейзаж со сценой бегства в Египет

Пейзаж со сценой бегства в Египет

Херри мет де Блес был одним из создателей так называемых космических пейзажей, в которых делалась попытка дать всеобъемлющую картину громадного мира. Он открыл для себя природу, он потрясен ее величием, впечатления нахлынули на него и поработили его воображение. Пейзаж Блеса объединяет большое количество деталей, подробностей и отражает множество впечатлений, полученных художником в разное время, в разных странах. Реки и города, причудливые нагромождения скал, зеленеющие поля, разнообразные растения, фигуры людей, животных и птиц – все найдет здесь внимательный зритель.

По деревенской улочке (в центре картины) мимо домов с островерхими крышами идут пешеходы, двое седоков едут на одном коне, около корчмы с пеликаном на вывеске стоит возок. В заросшем осокой пруду женщина полощет белье. Справа, на первом плане, по лесной дороге движется длинная телега, полная ряженных в карнавальные костюмы людей. Вдали, в синеватой дымке гор, рисуются очертания огромных башен и стен города, на скалах возвышаются замки, на залитых солнечными лучами горных лугах пастухи пасут стада овец и коз. В небе порхают птицы, повсюду словно шелестит колышущаяся от ветра листва деревьев, зеленеют травы, распускаются цветы.

При очень умелом соединении многочисленных подробностей пейзаж Блеса не перегружен. Просторы, которые пытается охватить художник, колоссальны и как будто не имеют конца. Деревья на первом плане кажутся совсем близкими к зрителю, а дальние горы словно отстоят на многие километры. Сложную задачу построения пространства художник решает, изображая местность с высокой точки зрения в виде расстилающейся панорамы. Земля занимает почти всю плоскость картины, и только наверху видна узкая полоска неба. Этим создается впечатление широты и необъятности простирающегося перед зрителем мира. Но отдельные предметы показаны с обычной точки зрения, кажутся естественными и хорошо сочетаются со всей панорамой.

Краски картины, темно-зеленые на первом плане, постепенно светлеют, переходя в желтые и, наконец, голубые у горизонта. Деревья и горы расположены в виде кулис, отгораживающих отдельные участки местности. Картина как бы делится на три плана, что усиливает иллюзию глубины. Такое построение пространства в пейзажах нидерландских художников превратилось в своеобразный трафарет, продержавшийся вплоть до первых десятилетий XVII века.

Интерес к природе, ненасытная любознательность, стремление суммировать наблюдения – все это сближает искусство Херри мет де Блеса и близких ему пейзажистов с исканиями современных им нидерландских ученых-естествоиспытателей. Можно сказать, что подобные пейзажи отразили представления о вселенной, выработавшиеся в результате развития естественных наук и географических открытий.

Финансовый результат
В периоды экономического кризиса курс рубля к доллару онлайн и к другим валютам, случается, оказывает большее влияние на финансовый результат, чем реальная деятельность предприятия. Поэтому в компаниях, где инвалюта является средством расчёта в штате всегда есть специалисты по финансовым рынкам и валютным операциям.


ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак