Живопись

Сборщики податей

Июль 4, 2012

Сборщики податей

Сборщики налогов и ростовщики – профессии, весьма распространенные в Нидерландах в эпоху первоначального накопления капитала, профессии, к которым широкие народные массы относились с презрением и ненавистью. Маринус ван Роймерсвале (около 1490– около 1567) в своей картине «Сборщики податей» постарался передать эти чувства. Его картина отличается большой остротой социальной характеристики, она зла и выразительна.

Образы сборщиков податей имеют почти гротескный характер. Ловкие и бесчестные, хищные и беспощадные, изворотливые и трусливые – такими они предстают перед нами. Один из них записывает доходы в книгу, другой судорожным жестом скрюченных пальцев подгребает к себе груду монет. Лицо его искажено жадностью, глаза прищурены, голова втянута в плечи, словно в ожидании нападения. Таким образом, картина по просто воспроизводит быт и нравы Нидерландов. Она представляет собою сатиру на определенные отрицательные явления общественной жизни.

Сборщики податей изображены в конторе, окруженные орудиями своего ремесла. Художник детально выписывает бумаги с сургучными печатями – долговые записки и векселя, различные монеты, письменные принадлежности, детали одежды и обстановку конторы. Картина написана несколько суховато и интересна не столько своими художественными достоинствами, сколько как документ эпохи. Не случайно подобные композиции десятки раз были повторены самим Маринусом ван Роймерсвале и его последователями. Они находили широкий сбыт и пользовались большой популярностью.

Мы почти ничего не знаем о жизни и личной судьбе Маринуса ван Роймерсвале, но один факт характеризует его с чрезвычайно интересной стороны и в чем-то соответствует его острым, злободневным картинам. В 1566 году художник, живя в Миддельбурге, возглавил движение протестантов-иконоборцев. Впереди разъяренной толпы врывался этот седобородый семидесятилетний старец в церкви, соборы и монастыри и призывал к уничтожению церковного убранства. После подавления народных волнений он был приговорен к публичному покаянию и изгнан из города на шесть лет.

Картину «Сборщики податей» нельзя безоговорочно назвать произведением бытовой живописи в современном понимании этого слова. Сцена проникнута морализирующими тенденциями, имеет скрытый назидательный смысл, и все же именно такие картины явились исходной точкой в процессе формирования светского бытового жанра, что было большим шагом вперед в развитии реализма не только в Нидерландах, но и во всей Европе.

Картина выставлена в Эрмитаже.


Видео-обзор стабилизатора напряжения Укртехнология Norma 9000 на 7sorok.ua.


ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак