July 4, 2012
Сборщики налогов и ростовщики – профессии, весьма распространенные в Нидерландах в эпоху первоначального накопления капитала, профессии, к которым широкие народные массы относились с презрением и ненавистью. Маринус ван Роймерсвале (около 1490– около 1567) в своей картине «Сборщики податей» постарался передать эти чувства. Его картина отличается большой остротой социальной характеристики, она зла и выразительна.
Образы сборщиков податей имеют почти гротескный характер. Ловкие и бесчестные, хищные и беспощадные, изворотливые и трусливые – такими они предстают перед нами. Один из них записывает доходы в книгу, другой судорожным жестом скрюченных пальцев подгребает к себе груду монет. Лицо его искажено жадностью, глаза прищурены, голова втянута в плечи, словно в ожидании нападения. Таким образом, картина по просто воспроизводит быт и нравы Нидерландов. Она представляет собою сатиру на определенные отрицательные явления общественной жизни.
Сборщики податей изображены в конторе, окруженные орудиями своего ремесла. Художник детально выписывает бумаги с сургучными печатями – долговые записки и векселя, различные монеты, письменные принадлежности, детали одежды и обстановку конторы. Картина написана несколько суховато и интересна не столько своими художественными достоинствами, сколько как документ эпохи. Не случайно подобные композиции десятки раз были повторены самим Маринусом ван Роймерсвале и его последователями. Они находили широкий сбыт и пользовались большой популярностью.
Мы почти ничего не знаем о жизни и личной судьбе Маринуса ван Роймерсвале, но один факт характеризует его с чрезвычайно интересной стороны и в чем-то соответствует его острым, злободневным картинам. В 1566 году художник, живя в Миддельбурге, возглавил движение протестантов-иконоборцев. Впереди разъяренной толпы врывался этот седобородый семидесятилетний старец в церкви, соборы и монастыри и призывал к уничтожению церковного убранства. После подавления народных волнений он был приговорен к публичному покаянию и изгнан из города на шесть лет.
Картину «Сборщики податей» нельзя безоговорочно назвать произведением бытовой живописи в современном понимании этого слова. Сцена проникнута морализирующими тенденциями, имеет скрытый назидательный смысл, и все же именно такие картины явились исходной точкой в процессе формирования светского бытового жанра, что было большим шагом вперед в развитии реализма не только в Нидерландах, но и во всей Европе.
Картина выставлена в Эрмитаже.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак