July 4, 2012
Борьба с традициями XV столетия ощутима в другом алтарном образе – триптихе Жана Белльгамба (около 1470 – около 1534) «Благовещение». Этот художник работал в пограничных с Францией областях. Он получал заказы от церквей и аббатств, находившихся в Дуэ, Валансьене и других городах. Заказчиком триптиха из собрания Эрмитажа был аббат монастырей св. Аманда (около Валансьена) и св. Трудо (в окрестностях Льежа), известный в свое время церковный деятель Гийом Брюссельский. Портрет заказчика помещен в центральной сцене – «Благовещение», рядом с архангелом Гавриилом, что является смелым иконографическим новшеством в нидерландском искусстве XVI века. Гийом Брюссельский в епископском облачении, с посохом в руках, благоговейно опустился на колени перед девой Марией. Этот портрет отличается точностью в передаче индивидуальных черт лица аббата.
Действие центральной части триптиха развивается как бы в двух аспектах: на первом плане – торжественная сцена благовещения, а в глубине, в будничной обстановке бюргерского интерьера, дева Мария появляется вновь, занятая самым прозаичным делом,– она шьет пеленки, готовясь к появлению на свет младенца.
На левой стороне изображен св. Аманд с драконом, которого он, согласно легенде, заставил уйти под землю. Святой держит модель основанной им церкви. Подобная модель и у св. Трудо на правой створке. Быть может, модели церквей в руках святых являются воспроизведениями реальных построек, изображения которых неоднократно встречаются в произведениях Белльгамба, по судить об этом трудно, так как аббатства св. Трудо и св. Аманда не сохранились.
Под святыми Трудо и Амандом на старой, утраченной ныне, раме были их гербы. По гербам и надписям можно определить других святых, написанных па створках алтаря. Здесь изображены св. Гийом, архиепископ Буржа (крайний слева) и св. Гийом Аквитанский, в латах, шлеме и со знаменем (крайний справа),– два патрона заказчика алтаря, в честь которых он получил свое имя. Не случайно Гийом Аквитанский рукой в железной перчатке указывает на донатора, как бы представляя его зрителю.
Кроме того, на левой створке изображен св. Бенедикт, ему соответствует св. Бернар на правой створке – святые, учением которых Гийом Брюссельский руководствовался в своей деятельности в качестве настоятеля.
На внешней стороне боковых створок сохранилось гризайльное (серым по серому) изображение популярной в XV и XVI веках легенды о св. Бернаре и молоке богоматери. Однажды, рассказывает легенда, когда св. Бернар молился у подножия статуи мадонны, она протянула ему младенца и оставила на губах Бернара несколько капель своего молока.
Наиболее решительные изменения нидерландского искусства произошли в первые десятилетия XVI века в Антверпене. Этот город, во многих отношениях превзошедший Брюгге и Гент, превратился в центр, который притягивал к себе лучшие художественные силы страны. Здесь шла кипучая деятельность, здесь пересекались, боролись и сосуществовали различные течения и направления.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак