Живопись | «Классика»

July 4, 2012

Мария, обнимающая мертвого Христа

В конце XV века художников в Нидерландах стало значительно больше, увеличилось и количество выполняемых ими картин. В Брюгге, Генте, Антверпене и других городах работали художественные мастерские, удовлетворявшие растущий спрос на произведения живописи. Расширялся круг заказчиков, и даже бюргеры начали приобретать картины для своих домов. Если во времена Яна ван Эйка и Робера Кампена создавались немногочисленные, чрезвычайно ценные алтари по заказам высокопоставленных лиц, то теперь новые заказчики получают иную, более доступную для них продукцию: художники пишут уменьшенные и упрощенные варианты созданных ими же больших композиций и с помощью учеников повторяют их для продажи. К такому типу произведений относятся «Христос в терновом венце» – левая створка диптиха, вышедшего из мастерской крупного лувенского живописца Дирка Боутса (около 1415–1475), и «Св. Бавон», воспроизводящий фигуру святого на левой створке алтаря «Поклонение волхвов» (Национальная галерея, Прага), известного голландского мастера Гертгена тот Синт Янса (около 1465 – около 1495).

Наиболее интересной картиной из этой группы является «Мария, обнимающая мертвого Христа» – живописца из Брюгге Герарда Давида (около 1460–1523) – уменьшенное повторение центральной части большого алтарного образа «Оплакивание Христа» Давида (Национальная галерея, Лондон). Подобных повторений известно немало, но среди них эрмитажная картина обладает наиболее высокими художественными качествами и, вероятно, написана Герардом Давидом собственноручно. Ее отличают топкая, напоминающая миниатюру живописная техника, изысканный колорит, точный, уверенный рисунок.

Скорбь богоматери, обнимающей мертвое тело Христа, передана художником с большой силой. Простота композиции и скупость жестов только увеличивают драматическую выразительность. Особенно удалось художнику сопоставление голов Христа и Марии. Нежное, с бархатистой кожей, под которой словно ощущается биение теплой крови, лицо богоматери подчеркивает мертвенность зеленовато-серого лица ее сына, изможденного, с ввалившимися глазами и слипшимися от крови волосами. Столь же выразительно сопоставлены их руки.

Веским аргументом в пользу того, что эрмитажная картина создана Герардом Давидом, являются авторские изменения рисунка, возникшие в процессе работы художника над картиной. Эти изменения (они заметны на плече и руке Христа, а также на руке Марии) свидетельствуют о творческих поисках мастера, добившегося наилучшего композиционного решения и записавшего не удавшийся ему рисунок. Сейчас линии этого рисунка можно обнаружить только с помощью специального фильтра при фотографировании картины в инфракрасных излучениях.

Картина выполнена на дубовой доске, составляющей одно целое с рамой. Оригинальные рамы, подобные этой и относящиеся к XV веку, встречаются в очень редких случаях.

Обрамление, изображающее две колонки, увитые гирляндами цветов, сделано значительно позже, вероятно, живописцем Фердинандом (?) ван Кесселем (1648–1696). В XVII веке фламандские художники часто помещали изображения Христа, богоматери или святых посреди ярких цветов, причем, как правило, фигуры писал один мастер, а цветы – другой, специалист в области натюрморта. Такие картины выходили из мастерской Рубенса, Иорданса и многих других живописцев. В соответствии с модой, доска с изображением «Марии, обнимающей мертвого Христа» Герарда Давида вместе с рамой в XVII веке была врезана в другую доску большего формата и таким образом получила пышное обрамление.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак