July 4, 2012
В конце XV века художников в Нидерландах стало значительно больше, увеличилось и количество выполняемых ими картин. В Брюгге, Генте, Антверпене и других городах работали художественные мастерские, удовлетворявшие растущий спрос на произведения живописи. Расширялся круг заказчиков, и даже бюргеры начали приобретать картины для своих домов. Если во времена Яна ван Эйка и Робера Кампена создавались немногочисленные, чрезвычайно ценные алтари по заказам высокопоставленных лиц, то теперь новые заказчики получают иную, более доступную для них продукцию: художники пишут уменьшенные и упрощенные варианты созданных ими же больших композиций и с помощью учеников повторяют их для продажи. К такому типу произведений относятся «Христос в терновом венце» – левая створка диптиха, вышедшего из мастерской крупного лувенского живописца Дирка Боутса (около 1415–1475), и «Св. Бавон», воспроизводящий фигуру святого на левой створке алтаря «Поклонение волхвов» (Национальная галерея, Прага), известного голландского мастера Гертгена тот Синт Янса (около 1465 – около 1495).
Наиболее интересной картиной из этой группы является «Мария, обнимающая мертвого Христа» – живописца из Брюгге Герарда Давида (около 1460–1523) – уменьшенное повторение центральной части большого алтарного образа «Оплакивание Христа» Давида (Национальная галерея, Лондон). Подобных повторений известно немало, но среди них эрмитажная картина обладает наиболее высокими художественными качествами и, вероятно, написана Герардом Давидом собственноручно. Ее отличают топкая, напоминающая миниатюру живописная техника, изысканный колорит, точный, уверенный рисунок.
Скорбь богоматери, обнимающей мертвое тело Христа, передана художником с большой силой. Простота композиции и скупость жестов только увеличивают драматическую выразительность. Особенно удалось художнику сопоставление голов Христа и Марии. Нежное, с бархатистой кожей, под которой словно ощущается биение теплой крови, лицо богоматери подчеркивает мертвенность зеленовато-серого лица ее сына, изможденного, с ввалившимися глазами и слипшимися от крови волосами. Столь же выразительно сопоставлены их руки.
Веским аргументом в пользу того, что эрмитажная картина создана Герардом Давидом, являются авторские изменения рисунка, возникшие в процессе работы художника над картиной. Эти изменения (они заметны на плече и руке Христа, а также на руке Марии) свидетельствуют о творческих поисках мастера, добившегося наилучшего композиционного решения и записавшего не удавшийся ему рисунок. Сейчас линии этого рисунка можно обнаружить только с помощью специального фильтра при фотографировании картины в инфракрасных излучениях.
Картина выполнена на дубовой доске, составляющей одно целое с рамой. Оригинальные рамы, подобные этой и относящиеся к XV веку, встречаются в очень редких случаях.
Обрамление, изображающее две колонки, увитые гирляндами цветов, сделано значительно позже, вероятно, живописцем Фердинандом (?) ван Кесселем (1648–1696). В XVII веке фламандские художники часто помещали изображения Христа, богоматери или святых посреди ярких цветов, причем, как правило, фигуры писал один мастер, а цветы – другой, специалист в области натюрморта. Такие картины выходили из мастерской Рубенса, Иорданса и многих других живописцев. В соответствии с модой, доска с изображением «Марии, обнимающей мертвого Христа» Герарда Давида вместе с рамой в XVII веке была врезана в другую доску большего формата и таким образом получила пышное обрамление.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак