June 29, 2012
Самым большим мастером художественной школы Кёльна в XV веке был, безусловно, Стефан Лохнер (ок. 1410–1451). Он происходил из города Меерсбурга на Боденском озере, возможно, побывал в Нидерландах и обосновался в Кёльне около 1440 года. Известно, что он расписал фасад кёльнской ратуши по случаю посещения города в 1442 году императором Фридрихом III. В 1447 году и в 1450-м он был избираем в совет цеха живописцев города. Скончался Лохнер в 1451 году, ему было немногим более сорока лет. В Старой Пинакотеке (Мюнхен) хранятся три его произведения – «Богоматерь с младенцем», внешние створки алтаря «Страшный суд» (на фото выше) с изображением святых и донатора, «Поклонение младенцу».
Ранняя по времени «Богоматерь с младенцем» относится к началу пребывания Лохнера в Кёльне. Небольшая по формату картина изумительна своим нежным колоритом, воспринимается как подлинно драгоценная жемчужина. Лохнер смело строит пространство за фигурой Марии, изображая в перспективе выложенный из камня газон с цветами, символизирующий hortus conclusus. Маленькие ангелы хлопочут возле газона, у одного в руках роза, у другого – красная гвоздика, Богоматерь изображена столь юной, что кажется девочкой. По всей видимости, к этим решениям образа намеренно прибегает Лохнер, чтобы выразить идею чистоты и невинности «Прекрасной мадонны». Очарование «детскости» лица Марии, Христа, ангелов порождает атмосферу особой нежности и безмятежной просветленной радости, вызывая чувство умиления. Образ богоматери совсем лишен строгости и торжественности, несмотря на застывшую позу и корону; он лиричен глубоко и проникновенно. Особенно удачно Лохнер оживляет ее образ взглядом, брошенным в сторону, склоненной головой и прядью золотых волос, выбившихся из-под короны.
Те же черты мягкой женственности в почти детском образе Марии можно видеть в другой замечательной работе Лохнера – «Поклонение младенцу». На головке Марии нет короны, она заменена диадемой с двойным рядом жемчужин. Ее гладко, по-народному зачесанные за уши волосы падают за спину золотым ручьем, а синий плащ образует вокруг нее как бы постамент из волнообразно ложащихся складок. На земле разбросаны золотистые соломинки. Золотой нимб и соломинки написаны с применением настоящего золота, а синий плащ исполнен краской, сделанной из полудрагоценного камня лазурита. Лирическая интерпретация образа богоматери, представленной в виде скромной девочки, явилась новшеством, характерной чертой творчества Стефана Лохнера, во многом еще сохраняющего связь с готикой. «Поклонение младенцу» было приобретено Пинакотекой в 1961 году. На обратной стороне исполнено «Распятие с Марией и Иоанном». По размерам и характеру изображения оно близко работе Лохнера из собрания Гульбенкян в Лиссабоне, с которой, возможно, некогда составляло единый переносной небольшой алтарь, выполненный в 1445 году, согласно датировке, имеющейся на лиссабонском фрагменте.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак