Живопись | «Классика»

June 29, 2012

Самым большим мастером художественной школы Кёльна в XV веке был, безусловно, Стефан Лохнер (ок. 1410–1451). Он происходил из города Меерсбурга на Боденском озере, возможно, побывал в Нидерландах и обосновался в Кёльне около 1440 года. Известно, что он расписал фасад кёльнской ратуши по случаю посещения города в 1442 году императором Фридрихом III. В 1447 году и в 1450-м он был избираем в совет цеха живописцев города. Скончался Лохнер в 1451 году, ему было немногим более сорока лет. В Старой Пинакотеке (Мюнхен) хранятся три его произведения – «Богоматерь с младенцем», внешние створки алтаря «Страшный суд» (на фото выше) с изображением святых и донатора, «Поклонение младенцу».

Богоматерь с младенцем

Богоматерь с младенцем

Ранняя по времени «Богоматерь с младенцем» относится к началу пребывания Лохнера в Кёльне. Небольшая по формату картина изумительна своим нежным колоритом, воспринимается как подлинно драгоценная жемчужина. Лохнер смело строит пространство за фигурой Марии, изображая в перспективе выложенный из камня газон с цветами, символизирующий hortus conclusus. Маленькие ангелы хлопочут возле газона, у одного в руках роза, у другого – красная гвоздика, Богоматерь изображена столь юной, что кажется девочкой. По всей видимости, к этим решениям образа намеренно прибегает Лохнер, чтобы выразить идею чистоты и невинности «Прекрасной мадонны». Очарование «детскости» лица Марии, Христа, ангелов порождает атмосферу особой нежности и безмятежной просветленной радости, вызывая чувство умиления. Образ богоматери совсем лишен строгости и торжественности, несмотря на застывшую позу и корону; он лиричен глубоко и проникновенно. Особенно удачно Лохнер оживляет ее образ взглядом, брошенным в сторону, склоненной головой и прядью золотых волос, выбившихся из-под короны.

Поклонение младенцу

Поклонение младенцу

Те же черты мягкой женственности в почти детском образе Марии можно видеть в другой замечательной работе Лохнера – «Поклонение младенцу». На головке Марии нет короны, она заменена диадемой с двойным рядом жемчужин. Ее гладко, по-народному зачесанные за уши волосы падают за спину золотым ручьем, а синий плащ образует вокруг нее как бы постамент из волнообразно ложащихся складок. На земле разбросаны золотистые соломинки. Золотой нимб и соломинки написаны с применением настоящего золота, а синий плащ исполнен краской, сделанной из полудрагоценного камня лазурита. Лирическая интерпретация образа богоматери, представленной в виде скромной девочки, явилась новшеством, характерной чертой творчества Стефана Лохнера, во многом еще сохраняющего связь с готикой. «Поклонение младенцу» было приобретено Пинакотекой в 1961 году. На обратной стороне исполнено «Распятие с Марией и Иоанном». По размерам и характеру изображения оно близко работе Лохнера из собрания Гульбенкян в Лиссабоне, с которой, возможно, некогда составляло единый переносной небольшой алтарь, выполненный в 1445 году, согласно датировке, имеющейся на лиссабонском фрагменте.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак