June 23, 2012
Из исторических произведений Репина особой славой пользуется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Картина изображает сцену убийства в припадке ярости Иваном Грозным своего сына. Репин изобразил момент, последовавший непосредственно за тем, как царь Иван бросил жезл в висок своего сына. Вид хлынувшей из раны крови сразу раскрыл царю ужас совершенного им поступка. Объятый раскаянием, он вскочил с трона и, опрокинув его, бросился к сыну, чтобы поддержать его падающее тело, зажать рану, остановить смерть. Но содеянное непоправимо. Лицо царевича уже покрыла смертная бледность. Его тело слабеет, теряя жизнь. Рука, которой он опирается об пол, обессилено сгибается. Разжимаются пальцы другой руки, цепляющейся за плечо отца. Обезумевший от горя и жалости, отец прильнул к голове сына в исступленном поцелуе. Глаза Грозного, готовые выйти из орбит, смотрят блуждающим, ничего не видящим взором. Его руки цепко обвились вокруг сына. Тело съежилось, сжалось в комок, словно сведенное судорогой. Тесно сплетенные фигуры отца и сына показаны Репиным на фоне полумрака дворцового покоя. В нем тонут окружающие предметы, и внимание зрителя остается все время прикованным к фигурам царевича и царя, к луже крови на ковре, к откатившемуся жезлу – орудию убийства.
Эта картина является выдающимся произведением по силе психологической экспрессии. В ней превосходно переданы и ужас Грозного перед совершенным преступлением, и страшная мука его раскаяния, и его отцовское горе, и предсмертное томление сына. Однако несмотря на сложность психологического содержания, несмотря на то, что зритель в известной мере разделяет страдания Грозного, основное чувство, которое вызывает картина,– это ужас перед преступлением сыноубийства. Изображение в роли сыноубийцы царя было воспринято современниками как обличение царизма. Не случайно Победоносцев (обер-прокурор синода) усмотрел в картине «тенденции известного рода».
Отмечая большие художественные достоинства этого произведения Репина, следует сказать, что сила ее воздействия на зрителя проистекает не только из них. Значительная роль в этом воздействии принадлежит бьющим по нервам деталям, вроде лужи крови на ковре.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак