June 23, 2012
Начав свой творческий путь как художник исторической темы и возвращаясь к этой теме на протяжении всего своего творческого пути, Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) создавал композиции, в которых не сюжет, но передача обстановки и среды приобретала первостепенное значение. Именно в изображении пейзажа и архитектуры заключены основные художественные достоинства исторической живописи Поленова.
Особенно известны и популярны две картины Поленова, представляющие собой нечто среднее между пейзажем и жанром. Первая из них – «Московский дворик» (1878). По простоте своего сюжета она примыкает к саврасовской картине «Грачи прилетели», существенно отличаясь, однако, от последней по своему внутреннему содержанию. «Московский дворик» – это уголок старой Москвы, отмеченный чертами патриархального быта. Это не глубокая старина, но в современности это кусочек жизни, уходящей в прошлое. Поленов ищет в действительности, исполненной шумом и борьбой, ясной гармонии, и это заставляет его обращаться к таким сторонам жизни, которые наименее затронуты этой борьбой. «Московский дворик» произвел на современников большое впечатление естественностью, цельностью, новизной живописи на открытом воздухе. Такой чистоты тона не знал русский пейзаж 70-х годов. Исчезают печальные серые и коричневые краски. Цвет впитывает в себя голубизну неба, он меняется под влиянием рядом находящихся красок. Например, тень на доме голубая и рыжая, в ней отсветы неба и коричневой крыши сарая. С помощью цветных теней Поленов передает свет, воздух, пространство. Впервые в русском искусстве второй половины XIX века появляется то, что позже стали называть пленером *. В «Московском дворике» проявилось характерное для Поленова стремление к красоте самой живописи: к гармонии красочных созвучий, чистоте и свежести тона, изяществу мазка, легкого и прозрачного. Это составляло одну из особенностей творческого метода художника, отличавшую его от других передвижников.
Вторая картина Поленова – «Бабушкин сад» (1878)–изображает тот же самый барский московский особняк только со стороны сада. По его аллее идет сама бабушка и ее внучка – молодая девушка. Это обитательницы старого дома. В контрасте старой и молодой фигур – лирическое размышление об уходящей старине и новой, свежей жизни, идущей ей на смену. Фигуры тесно связаны с пейзажем, и все вместе составляет единое целое, выражающее состояние светлой печали. Элегией в живописи называла «Бабушкин сад» современная Поленову критика.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак