June 21, 2012
Картина Василия Владимировича Пукирева (1832-1890) «Неравный брак» (1862) рассказывает о судьбе одной из «бесприданниц». Она изображает сцену венчания молоденькой девушки и старого сановника, годящегося ей в деды. Разница в возрасте жениха и невесты уже сама по себе говорит о том, что в основе этого брака лежит расчет. Что же касается молоденькой невесты, то для нее – это брак поневоле. Одетая в атлас и кружева, она стоит с печально склоненной головой. Свеча поникла в ее безвольно опущенной руке. Другую руку она нерешительно, отведя потупленные глаза, протянула священнику. На лице надменного жениха написано не предвещающее ничего доброго недовольство печалью своей будущей жены. Из-за его плеча виднеется группа угодничающих перед женихом лиц. Позади невесты – молодой человек со скрещенными на груди руками всем своим видом выражает возмущение происходящей сценой. Вряд ли правильно видеть в нем оскорбленного в своих чувствах отвергнутого жениха. Художнику казалось недостаточным, изобразив сцену венчания молоденькой девушки с дряхлым стариком, предоставить зрителю самому сделать из этого надлежащий вывод. Он считал совершенно необходимым выразить порицание происходящему, для чего и ввел в картину образ негодующего молодого человека. Это придало картине подчеркнуто назидательный характер.
В картине Адриана Марковича Волкова (1829-1873) «Прерванное обручение» (1860) изображен молодой человек, соблазнивший дочь небогатого чиновника и оставивший ее ради приданого купеческой дочки. Оскорбленный отец, явившийся со своей дочерью в купеческий дом в момент обручения, обличает соблазнителя. Пристыженный, он стоит с поникшей головой, окруженный полукругом собравшихся на обручение гостей. Эта картина – одно из ранних произведений нового направления. В ней уже намечается тема униженных и оскорбленных, звучит нота социальной критики, но выражается она еще в старой форме критики нравов. Главным в картине является поучение путем изображения разоблаченного порока.
Обе картины можно увидеть в Третьяковской галерее.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак