June 21, 2012
Пафос творчества Василия Григорьевича Перова (1833–1882) в первый период (конец 50-х – середина 60-х годов) составляли просветительская ненависть к крепостничеству и просветительская вера в то, что устранение пережитков крепостничества откроет стране путь к прогрессу и процветанию. Отсюда невиданные ранее в русском искусстве резкость и беспощадность обличения, характерные для ранних полотен Перова.
Одна из его работ, наиболее сильных в этом отношении – картина «Сельский крестный ход на пасху» (1861). Перед нами весьма нестройная процессия с хоругвями и образами, обходящая деревню по случаю праздника пасхи. Она редеет от избы к избе. Вот и здесь один из ее участников свалился мертвецки пьяный под крыльцо, а второму молодая баба обливает голову холодной водой. Оставшиеся на ногах с трудом бредут по жидкой весенней грязи. На лицах нет и следа религиозного воодушевления – на них написано тупое пьяное безразличие. Художник расположил фигуры участников крестного хода вдоль переднего плана картины. Взгляд зрителя переходит с фонарщика, едва волочащего ноги, и нагнувшегося к нему с пьяными речами носильщика хоругви на молодого мужика с крестом и на бабу с образом. Среди участников процессии старик с размотавшейся и волочащейся по грязи онучей, который, спотыкаясь, несет икону вниз головой. Это безобразное шествие замыкает священник. Он помещен художником на ступенях крыльца, в некотором отдалении от остальных. Выделяя таким образом эту фигуру, Перов делает ее хорошо обозримой: от сапога, попирающего пасхальное яйцо, до (всклокоченной головы с одутловатым от пьянства лицом. У ног священника распростерся упавший дьячок. Его рука со скрюченными пальцами тянется к уроненной тавлинке, в грязи валяется требник.
И этот требник и такие не менее красноречивые детали, как раздавленное поповской ногой освященное яйцо, перевернутый образ, сведенная судорогой жадности рука дьячка, использованы художником, чтобы показать глубочайшую профанацию религии, ее обрядов со стороны представителей духовенства. Таким изображением духовенства художник-просветитель наносил удар церковникам, в которых справедливо видел один из устоев крепостнического темного царства. Недаром эта картина Перова была снята с выставки, а самому художнику, по слухам, угрожала ссылка в Соловецкий монастырь. Картина Перова построена таким образом, что все безобразное в изображенной сцене как бы выдвинуто художником на первый план, обнажено и подчеркнуто. Искусство, изображающее действительность подобным образом, принято называть тенденциозным. Тенденциозность означает здесь стремление так воспроизвести то или иное жизненное явление, чтобы в самом воспроизведении заключалась оценка этого явления, приговор ему, выражалось отношение к нему художника. Такова тенденциозность искусства Перова. В отличие от искусства предыдущей эпохи, где самый предмет изображения становился источником красоты, прекрасное у Перова выступает как сила гнева самого художника, как красота его чувства и мыслей.
Характерной особенностью раннего творчества Перова является изображение действительности в резких противопоставлениях. Одним из примеров этого может служить картина «Чаепитие в Мытищах» (1862). В ней прямо противопоставлены друг другу мир тунеядцев, воплощенный в образе жирного монаха, распивающего чай в тени деревьев, и мир голодных и обездоленных в лице защитника родины, инвалида Севастопольской войны с георгиевским крестом на груди, просящего подаяние. Восприятие действительности в резком размежевании добра и зла, света и тени было характерной чертой просветительского мышления. В известной упрощенности представления о жизненных противоречиях заключалась причина наивного схематизма, присущего изображению действительности в картине Перова «Чаепитие в Мытищах» и некоторых других.
Интересным примером кризиса религиозных институтов является картина «Проповедь в селе» (1861). Здесь прихожане церкви, с удобством расположившись месте проповеди, занимаются каждый своим делом – молодой человек нашептывает что-то на ушко столь же молодой барыне, крестьяне с недоверием взирают на священника, погруженные в собственные мысли, а помещик и вовсе спит, забыв и о проповеди и о священнике. Дети, стоящие прямо перед проповедником, если судить по выражению их лиц, вообще не понимают, о чем идет речь.
Священник же, указывая одной рукой на небеса, второй показывает на богатого помещика, то ли объясняя, что всякая власть – от Бога, то ли подчеркивая неправедность богатства.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак