June 19, 2012
Один из основоположников и наиболее последовательных сторонников импрессионизма Клод Моне (1840–1926) представлен в Эрмитаже восемью картинами. Уже в наиболее ранней из них – «Даме в саду», созданной еще в середине 1860-х годов, художник по-новому передает эффект дневного света. Мы видим не цвет каждого предмета, присущий ему постоянно, а тот, который вызван к жизни именно в данное мгновение лучами солнца. Ощущение обилия света усиливается от нанесения цветных теней, а не серых, как изображали до этого. Отсутствие детальной прорисовки и применение свободных, как будто небрежно набросанных мазков чистого цвета передает то суммарное представление, которое мы в действительности получаем при взгляде на тот или иной пейзаж с определенной дистанции, в потоках света, за слоем воздуха.
Образцами зрелого стиля Моне являются такие эрмитажные картины, как яркий, радостный по настроению «Уголок сада в Монжероне» или «Стог сена в Живерни», где художника привлек ландшафт при рассеянном свете пасмурного дня. Моне и здесь прибегает к раздельным мазкам чистого цвета в расчете на их оптическое смешение при восприятии картины с расстояния. Как и другие импрессионисты, он не стремился к глубокому осмыслению виденного. Его привлекали фиксация свежих и непосредственных зрительных впечатлений и поиски приемов адекватного их отображения в картине. При этом, особенно в поздний период, Моне постепенно усложняет задачу, стремясь запечатлеть наступление сумерек, мглу или густой туман («Мост Ватерлоо»). Всматриваясь в сиреневато-белесую пелену знаменитого лондонского тумана и постепенно различая в нем пролеты моста Ватерлоо и даже едва заметные фигурки и движущиеся экипажи, проплывающие по Темзе суда или видимые только верхние части дымящих заводских труб, мы восхищаемся точностью наблюдения художника, но воспринимаем это прежде всего как изображение тумана, а не как городской вид.
В таких произведениях особенно ощутимы достижения импрессионизма и известная ограниченность этого метода. Не случайно пейзаж оказался главным жанром, в котором с наибольшей полнотой и последовательностью могли быть применены методы импрессионизма.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак