June 19, 2012
Во второй четверти XVII века Никола Пуссен (1594–1665) утверждает в искусстве Франции новое направление – классицизм, способный выразить гражданские идеалы и высокие морально-этические нормы, основанные на торжестве разума, стремлении к гармонии и совершенству. Обращение к античному наследию, а также творчеству Рафаэля и других живописцев прошлого, поиски совершенных форм выражения прогрессивных идей приводят Пуссена к разработке теоретических и практических основ классицизма. Чуждый господствовавшим при дворе установкам официального направления, утверждавшего напыщенную и пустую, но внешне эффектную и парадную живопись, Пуссен большую часть жизни провел в Италии, но до конца дней духовно был связан с Францией, служа ей своим искусством.
Прославление героизма и верности долгу лежит в основе одной из лучших картин Пуссена «Танкред и Эрминия». В знаменитой поэме итальянского Возрождения «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо художник избирает эпизод, повествующий о спасении Эрминией рыцаря Танкреда. К тяжело раненному в поединке с врагом Танкреду обращены заботы героини, срезающей свои волосы, чтобы перевязать раны любимому. Четкое построение группы, строгая закономерность в выборе красок (герой выделен красным, Эрминия – в синем, слуга Вафрин – в желтом) помогают зрителю увидеть главное и с первого взгляда уловить смысл сцены. Наряду с характерным для Пуссена рационализмом, в этой картине особенно ощутима и эмоциональная сила искусства великого мастера. Беспокойный ритм композиции усилен контрастами темных и светлых пятен и особенно тревожным и напряженным звучанием колорита. Зарево на небе, темные очертания гор, силуэты коней на фоне грозовых облаков, тело поверженного врага, распростертое в глубине справа, мерцающий блеск доспехов и щита Танкреда, скромные полевые цветы, пробивающиеся из травы, передают взволнованную и вместе с тем лирическую атмосферу сцены.
В пейзажной живописи Пуссена отражены те же высокие идеалы, что и в картинах на исторические сюжеты. Мечта художника о гармоничном, разумно устроенном мире воплощена в прекрасном «Пейзаже с Полифемом». Цельный и возвышенный образ природы у Пуссена неразрывно связан с человеком. В этом он близок к мироощущению эллинов. Если античные одежды в таких картинах, как «Танкред и Эрминия», лишь средство героизации, то мифологические образы в пейзажах Пуссена служат раскрытию идейного содержания. Фигура играющего на свирели циклопа Полифема словно вырастает из горы; речной бог и нимфы в кустах у ручья неразрывно слиты с берегом и подвластной им стихией вод; скрываясь в листве кустов, к ним крадется сатир; а в глубине пахарь идет за плугом – все взаимосвязано в этом идеально прекрасном, уравновешенном мире. Сочетание зеленовато-коричневых и синих тонов, часто встречающееся в произведениях Пуссена, усиливает гармонию композиции. Искусство Пуссена, утверждавшее гуманистические идеи и противостоявшее официальному направлению, сыграло прогрессивную роль в развитии французской живописи. Оно оказало огромное влияние на творчество многих мастеров.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак