Живопись | «Классика»

June 18, 2012

В небольшой эрмитажной коллекции немецкого искусства XV–XVIII веков особую ценность представляют произведения мастеров Возрождения Амброзиуса Гольбейна и Лукаса Кранаха Старшего, чьи картины находятся в зале 264. Творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) представлено в Эрмитаже произведениями среднего и позднего периодов.

Мадонна с младенцем под яблоней

Ренессансное мироощущение пронизывает и картину «Мадонна с младенцем под яблоней» (слева). Церковная символика (яблоня – дерево Евы, первородный грех которой искупает Мария; корочка хлеба в руке младенца – обозначение тела Христа) не снижает общего гедонистического характера произведения, где молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в природе. В период, когда в протестантской Саксонии почти исчезли церковные заказы, а укрепление власти князя способствовало росту светского искусства, художник отходит от религиозной тематики.

Женский портрет

В «Женском портрете» (справа) запечатлено лицо, встречающееся во многих работах Кранаха. Изображенная похожа на Сибиллу фон Клеве, жену курфюрста Иоганна-Фридриха, в доме которого воспитателем в свое время был Крапах. Но возможно, в образе заключены черты и другой женщины – Катарины фон Бора, беглой монахини, ставшей женой Лютера. Кранах был посаженым отцом на их свадьбе. Овал лица, маленький подбородок, брови, словно прочерченные циркулем, чуть геометризованные формы можно видеть в лицах многих героинь картин Кранаха. Это не аллегория и не портрет в полном смысле слова, но как бы воплощение образа «прекрасной дамы». В этой работе Кранаха уже намечаются черты кризиса ренессансных представлений о разумной гармонии: изысканные линеарные соотношения вытесняют моделировку объемов (как в картине «Венера и Амур»), преобладают поиски чисто эстетического образа красоты (эффектное сопоставление красного контура модной в то время шляпы с зеленым цветом занавеса), что свидетельствует об утверждении в придворном искусстве Германии маньеристического стиля.

Венера и Амур

Венера и Амур

Венера и Амур

В картине «Венера и Амур» Кранах первым в немецком искусстве изображает обнаженную фигуру античной богини (до этого так показывали только Еву), что явилось важным шагом но пути утверждения гуманизма в Германии. Воспевание красоты нагого тела получает здесь особое развитие и претворение. Характерное для гуманистов обращение к античным образам, связь с традицией итальянского Возрождения (постановка фигуры Венеры навеяна образом Евы в картине Дюрера «Адам и Ева», Дюрер же заимствует ее в искусстве Боттичелли) сочетаются в произведении с осторожностью и сомнением. О чем и гласит латинская надпись: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей слепой душой овладеет Венера». Но этот призыв не может заслонить чувственное, земное начало, ярко выраженное в картине Кранаха.

Портрет молодого человека

Портрет молодого человека

Портрет молодого человека

Хранящийся в Эрмитаже портрет – одна из последних работ Амброзиуса Гольбейна (1495–1520), талантливого, рано умершего художника. Монограмма на берете портретируемого не расшифрована, и кто он – не известно, но несомненно, это один из патрициев, так как одежду с вырезом на плече в то время имели право носить только дворяне. Совершенство и красота грандиозных архитектурных сооружений, изображенных в картине на заднем плане, напоминают о силе разума. Любопытно, что среди этих строений оказались крепостные стены и башни, которые почти полностью совпадают с теми, что были созданы для герцога Лодовико Моро в Милане Леонардо да Винчи и запечатлены им в одном из рисунков. Однако Гольбейн дополняет эти мотивы декоративными деталями. Восприятие итальянских образцов не мешает художнику сохранить национальное своеобразие и самобытность. Это одна из немногих дошедших до нас работ мастера.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак