June 18, 2012
В небольшой эрмитажной коллекции немецкого искусства XV–XVIII веков особую ценность представляют произведения мастеров Возрождения Амброзиуса Гольбейна и Лукаса Кранаха Старшего, чьи картины находятся в зале 264. Творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) представлено в Эрмитаже произведениями среднего и позднего периодов.
Ренессансное мироощущение пронизывает и картину «Мадонна с младенцем под яблоней» (слева). Церковная символика (яблоня – дерево Евы, первородный грех которой искупает Мария; корочка хлеба в руке младенца – обозначение тела Христа) не снижает общего гедонистического характера произведения, где молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в природе. В период, когда в протестантской Саксонии почти исчезли церковные заказы, а укрепление власти князя способствовало росту светского искусства, художник отходит от религиозной тематики.
В «Женском портрете» (справа) запечатлено лицо, встречающееся во многих работах Кранаха. Изображенная похожа на Сибиллу фон Клеве, жену курфюрста Иоганна-Фридриха, в доме которого воспитателем в свое время был Крапах. Но возможно, в образе заключены черты и другой женщины – Катарины фон Бора, беглой монахини, ставшей женой Лютера. Кранах был посаженым отцом на их свадьбе. Овал лица, маленький подбородок, брови, словно прочерченные циркулем, чуть геометризованные формы можно видеть в лицах многих героинь картин Кранаха. Это не аллегория и не портрет в полном смысле слова, но как бы воплощение образа «прекрасной дамы». В этой работе Кранаха уже намечаются черты кризиса ренессансных представлений о разумной гармонии: изысканные линеарные соотношения вытесняют моделировку объемов (как в картине «Венера и Амур»), преобладают поиски чисто эстетического образа красоты (эффектное сопоставление красного контура модной в то время шляпы с зеленым цветом занавеса), что свидетельствует об утверждении в придворном искусстве Германии маньеристического стиля.
В картине «Венера и Амур» Кранах первым в немецком искусстве изображает обнаженную фигуру античной богини (до этого так показывали только Еву), что явилось важным шагом но пути утверждения гуманизма в Германии. Воспевание красоты нагого тела получает здесь особое развитие и претворение. Характерное для гуманистов обращение к античным образам, связь с традицией итальянского Возрождения (постановка фигуры Венеры навеяна образом Евы в картине Дюрера «Адам и Ева», Дюрер же заимствует ее в искусстве Боттичелли) сочетаются в произведении с осторожностью и сомнением. О чем и гласит латинская надпись: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей слепой душой овладеет Венера». Но этот призыв не может заслонить чувственное, земное начало, ярко выраженное в картине Кранаха.
Хранящийся в Эрмитаже портрет – одна из последних работ Амброзиуса Гольбейна (1495–1520), талантливого, рано умершего художника. Монограмма на берете портретируемого не расшифрована, и кто он – не известно, но несомненно, это один из патрициев, так как одежду с вырезом на плече в то время имели право носить только дворяне. Совершенство и красота грандиозных архитектурных сооружений, изображенных в картине на заднем плане, напоминают о силе разума. Любопытно, что среди этих строений оказались крепостные стены и башни, которые почти полностью совпадают с теми, что были созданы для герцога Лодовико Моро в Милане Леонардо да Винчи и запечатлены им в одном из рисунков. Однако Гольбейн дополняет эти мотивы декоративными деталями. Восприятие итальянских образцов не мешает художнику сохранить национальное своеобразие и самобытность. Это одна из немногих дошедших до нас работ мастера.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак