June 17, 2012
Долгие годы одна из самых известных картин Эрмитажа – «Даная» – оставалась в то же время и одной из самых загадочных работ Рембрандта (1606–1669). По поводу ее сюжета существовали разные мнения. Были и другие неясности. И лишь открытия специалистов музея, осуществленные с помощью рентгена, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, дали ответ на многие вопросы. Выяснилось, что картина, исполненная в 1636 году, была переписана Рембрандтом десятилетием позже, когда художник пересмотрел и переработал ряд более ранних произведений. Некоторые детали первоначальной композиции совпали с тем, что изобразил в своей «Данае» мастер итальянского Возрождения Корреджо. Это подтвердило правильность названия картины Рембрандта. Она написана на тот же сюжет, что и картины Корреджо и Тициана (о «Данае» Тициана см. на с. 50). Произведение великого венецианца Рембрандт знал также по гравюре. Но в отличие от Тициана, изобразившего непосредственно встречу Данаи и Зевса, Рембрандт запечатлел момент ожидания любимого и всю гамму связанных с этим чувств героини. Ожидание и одновременно смущение, взволнованность Данаи отражены на ее лице; эмоции определяют и положение фигуры, и движение протянутой руки (в первом варианте жест руки носил чисто бытовой, функциональный характер – Даная отодвигала занавес, фигура служанки находилась левее, в стороне). Ранее и в средней части полотна господствовали холодные зеленоватые тона, которые после переделки картины остались лишь на ее периферии. Изображение обнаженной женской фигуры крупным планом и так смело, как это сделал Рембрандт, в Голландии того времени явление необычное. Фигура рембрандтовской Данаи не отличается особым изяществом и совершенством форм, лицо не привлекает правильностью черт. Однако ощущение подлинной красоты охватывает каждого, кто смотрит на картину. Образ Данаи поражает глубокой жизненной правдой. Содержание произведения гораздо глубже и шире, чем смысл мифа, который лег в ого основу. При всей фантастичности сюжета (пышная необычная обстановка, окружающая Данаю, подчеркивает эту сказочность) раскрытие глубоко жизненной ситуации, больших человеческих чувств составляет главный объект повествования Рембрандта. Именно эта сторона творчества мастера во многом определяет неувядаемый интерес к произведениям художника.
15 июня 1985 года психически больной житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис плеснул на полотно серной кислотой и дважды порезал картину ножом, в результате чего было полностью уничтожено 27% картины Рембрандта. Реставрация, в ходе которой фактически часть полотна была написана заново, продолжалась 12 лет. В настоящее время «Даная» снова экспонируется в зале голландской и фламандской живописи Эрмитажа.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак