May 20, 2013
Изображенная художником молодая красивая дама осторожно прижимает к себе пушистого зверька, нежно касаясь его тонкими пальцами. Ее рука кажется живой. Миндалевидные глаза спокойно смотрят на нас. Лоб юной женщины опоясан тонкой фероньеркой, на голове прозрачный чепчик, длинное черное ожерелье охватывает красивую шею, ниспадая на покатые плечи.
Трудно оторваться от картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Портрет возлюбленной миланского герцога Лодовико Cфорца семнадцатилетней Чечилии Галлерани, созданный около 1483 года, — одно из прекраснейших произведений великого итальянского художника и самая ценная картина не только в краковском Музее Чарторыйских, но и во всей Польше. «Дама с горностаем» – единственная работа великого Леонардо на територрии Польши, а потому является предметом национальной гордости поляков.
Темные глаза женщины безмятежно устремлены вдаль. Когда стоишь у картины, когда впитываешь ее красоту, овладевает искушение постичь мысли обаятельной итальянки, помечтать, придумать что-нибудь особенно поэтичное о художнике и его прекрасной модели.
Во время второй мировой войны чудесное произведение великого Леонардо да Винчи наряду со многими другими произведениями искусства было после оккупации Польши украдено и увезено гитлеровскими фашистами.
До войны шедевр Леонардо находился в музее Чарторыйских. В 1798 году князь Адам Чарторыйский привез картину из Италии в подарок своей матери Изабелле, которая и поместила ее в семейный музей.
Из Музея Чарторыйских в Кракове фашисты изъяли семь картин. Расписка в их получении датирована 12 сентября 1940 года. Среди них наиболее ценны пейзаж Рембрандта «Гроза», «Благовещение» Дирка Боутса, «Портрет молодого человека» Рафаэля и портрет Чечилии Галлерани Леонардо да Винчи, называемый также «Дама с горностаем».
Большинство картин, похищенных после оккупации Польши по приказу генерал-губернатора Ганса Франка из Музея Чарторыйских, удалось после войны вернуть в Польшу. Вернулась на законное место восхитительная рембрандтовская «Гроза» и вновь засияло нежное лицо прекрасной Чечилии Галлерани на темном фоне картины. Но некоторые похищенные из Музея Чарторыйских произведения искусства еще не найдены. Среди них рафаэлевский «Портрет молодого человека», а также «Мария с младенцем» Нероччо ди Бартоломео деи Ланди и «Святая с книгой» французско-нидерландского мастера XV столетия.
Не возвращена в Краков и «Битва Карнавала и Поста» Питера Брейгеля — картина, изъятие которой из Музея Чарторыйских засвидетельствовано в списке реквизированных произведений искусства.
Куда же попали картины, похищенные из Музея Чарторыйских и не возвращенные Польше? В ходе расследования удалось выяснить, кто присвоил картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», где находилось это великолепное произведение искусства во время войны и как оно вернулось после окончания войны в Музей Чарторыйских. Первые сведения о судьбе портрета прекрасной Чечилии Галлерани сообщил Кароль Эстрейхер, профессор истории искусств Краковского университета.
Преподавательская деятельность Кароля Эстрейхера была прервана оккупацией Польши. Все польские университеты были закрыты. Фашисты преследовали польского профессора. Ему удалось эмигрировать. В годы войны он служил майором в созданной в Англии польской армии, вместе с которой он вступил в 1945 году на немецкую территорию. Профессор Эстрейхер ни на минуту не забывал о своей польской родине. Горячий патриот и ученый-искусствовед внимательно следил во время войны, как немцы грабят произведения искусства на его родине. Он все время поддерживал нелегальную связь с польскими антифашистами и по различным каналам его информировали об исчезновении, а во многих случаях и о местопребывании и размещении польских культурных и художественных ценностей. В 1944 году, то есть еще во время войны, профессор Эстрейхер опубликовал в Лондоне в своей книге «Потери польской культуры» список произведений искусства, расхищенных в период фашистской оккупации его родины.
Намереваясь использовать в дальнейшем эти сведения, он отметил все данные о местопребывании украденных ценностей. Эта предварительная работа оказалась очень полезной для деятельности профессора Эстрейхера после окончания войны. Как офицеру и специалисту-эксперту, ему поручили розыск похищенных сокровищ искусства. Зная множество деталей, он очень быстро нашел пути к тайникам. Профессор Эстрейхер сообщил, что он обыскал роскошную виллу Ганса Франка в Баварии и при этом наряду со многими другими предметами искусства обнаружил «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи и «Грозу» Рембрандта.
Перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге Франк утверждал, что он был вынужден взять с собой эти картины при бегстве из Бреслау в начале 1945 года, чтобы спасти их от уничтожения. Он заявил, что Гитлер подарил ему леонардовскую «Даму с горностаем». Это выглядело неправдоподобно, так как Гитлер был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы все первоклассные полотна из похищенных произведений искусства попали в создававшийся им «музей фюрера» в Линце. Особо уполномоченный Гитлера по «Операции Линц» Ганс Поссе предложил Гитлеру 14 декабря 1939 года «закрепить за музеем искусств в Линце три наиболее значительные картины из Собрания Чарторыйских кисти Рафаэля, Леонардо и Рембрандта, находящиеся в настоящее время в Музее кайзера Фридриха в Берлине». Почему же предназначенные для «музея фюрера» драгоценные полотна, которые, по сообщению Поссе, в конце 1939 года находились уже в Берлине, были снова отправлены в Краков? Как попали они оттуда на баварскую виллу Франка?
«Дама с горностаем» вряд ли могла быть подарена генерал-губернатору еще и по той причине, что Гитлер не был удовлетворен деятельностью Франка в Польше. О напряженных отношениях с Гитлером Ганс Франк очень подробно рассказывает в своих воспоминаниях, вышедших в свет в 1953 году в Мюнхене под названием «Перед виселицей». Издатели этой книги утверждают, что она была написана Франком в нюрнбергской тюрьме накануне его осуждения и казни. Мемуары, в которых Франк пытается обелить себя, были опубликованы лишь для того, чтобы за счет якобы единственного во всем виновного и уже мертвого Гитлера выгородить нацистскую партию.
Итак, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи поcле войны была извлечена с виллы Франка. Это показывает, что фашистский генерал-губернатор грабил не только польский народ, но воровал и у своего фюрера похищенные им сокровища искусства. Случай не исключительный. Так же как и Франк, все высокопоставленные гитлеровцы обогащались, присваивая ценности из фонда награбленных произведений искусства.
Как генерал-губернатор оккупированных польских земель, Франк издал 16 декабря 1939 года распоряжение, согласно которому все предметы искусства в Польше подлежали реквизиции. Вскоре он с гордостью доносил Гитлеру, что его особый уполномоченный по учету ценностей культуры и искусства за шесть месяцев включил в свои списки почти все художественное достояние Польши.
В то время генерал-губернатор, конечно, не думал, что его будут судить и привлекут к ответственности за это и многие другие преступления. Впоследствии перед Нюрнбергским международным военным трибуналом он вел себя самым жалким образом. Франк пытался отвести обвинения в личном обогащении за счет награбленных в генерал-губернаторстве сокровищ искусства. Он упирал на то, что не собирал, подобно другим нацистским лидерам, личной художественной галереи, утверждал, что не присвоил себе ни одного предмета из польских художественных коллекций, конфискованных по его распоряжению.
Франку не повезло с лживыми заявлениями в Нюрнберге. Неопровержимых улик против него было более чем достаточно. «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи и «Гроза» Рембрандта оказались лишь двумя из многих польских предметов искусства, присвоенных тщеславным и корыстолюбивым Франком. Для своих резиденций, например замка Вавель в Кракове и замка Крещовицы, он украл из музеев в Варшаве и Кракове наряду с картинами множество других предметов искусства — гобеленов, ценной столовой посуды, фарфора, ваз, подносов и блюд.
По инициативе профессора Эстрейхера доктор Эрих Мейер-Гейзиг, немецкий искусствовед, работавший вместе с Каем Мюльманом — особым уполномоченным по учету культурных и художественных ценностей в генерал-губернаторстве, составил в Нюрнберге 19 декабря 1945 года отчет о своей деятельности в Польше. В этом отчете, в частности, отмечалось, что генерал-губернатор отличался необузданным тщеславием. Своим советникам декораторам Хорстману и Кетгену Франк поручил выбрать из особого фонда (имеется в виду особый фонд для гитлеровского «музея фюрера» в Линце) произведения искусства или изделия художественного ремесла, которые подошли бы для замка Вавель и в особенности летней резиденции — замка Крещовицы.
Доктор Мейер-Гейзиг сообщил далее, что в марте 1943 года Франк приказал отправить из Варшавы в Краков все первоклассные произведения из конфискованных коллекций. Они должны были стать экспонатами художественной выставки в Вавеле, создававшейся для генерал-губернатора лично.
На заседании Международного военного трибунала в Нюрнберге американский прокурор полковник Стори заявил, что отдел памятников культуры, искусства и архивов штаба 3-й американской армии обнаружил в доме Франка неподалеку от Мюнхена тщательно переплетенный и красиво отпечатанный каталог. В этом каталоге хвастливо перечислялись и описывались украденные Франком произведения искусства. Во введении к каталогу весьма подробно рассказывалось о деятельности генерал-губернатора на поприще разграбления культурного достояния подвластной ему тогда Польши.
В свете этих улик утверждение Франка о том, что он лишь взял на хранение предметы искусства, найденные после войны в его замках в Баварии, выглядит столь же наглой, сколь и глупой ложью. Эта ложь была опровергнута на Нюрнбергском процессе, в частности бывшим штандартенфюрером СС Каем Мюльманом. Мюльман показал под присягой, что все похищенные в Польше предметы искусства остались бы собственностью грабителей, если бы гитлеровская Германия выиграла войну. Можно представить, как вел бы себя в этом случае гитлеровский генерал-губернатор в Польше. Он хвастал бы украденными им польскими произведениями искусства перед своими сообщниками. Наверное, показывал бы своим гостям прекраснейшее из похищенных им произведений и обращал бы их внимание на одухотворенные глаза, линию покатых плеч и нежные пальцы Чечилии Галлерани. Но ничего подобного не произошло: благодаря победе над фашизмом леонардовская «Дама с горностаем» возвратилась на свое почетное место в краковском Музее Чарторыйских.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак