Живопись | «Классика»

June 14, 2012

Якоб Иорданс (1593–1678) был большим знатоком народных обычаев, поговорок, пословиц, на темы которых создал ряд картин. На картине «Бобовый король» запечатлена веселая церемония праздника «трех волхвов», ежегодно отмечаемого в январе. В праздничный пирог запекали боб, и тот, кто обнаруживал его в своем куске, объявлялся «бобовым королем». Он избирал «свиту», и все пили за его здоровье. Во всех вариантах картин па эту тему (они находятся в разных музеях и называются «Бобовый король», или «Король пьет») Иорданс прибегает к типизации и героизации отдельных бытовых сцен. Конкретные, почерпнутые в жизни мотивы художник трактует обобщенно и приподнято.

При сравнении «Бобового короля» с более ранним семейным портретом видно, что Иорданс использует не только прежние приемы, но и вводит новые. Пространство комнаты намечено условно и не имеет глубины. Это усиливает впечатление тесноты, суеты и даже шума, а также помогает раскрыть композицию в сторону зрителя. Объемы «лепятся» уже не только с помощью света и теней, но и цветовой моделировкой форм. Красочная гамма меняется. Появляются более насыщенные, сочные, глубокие тона. Впечатление создает уже не гармония различных цветов или аккорды красочных пятен. Колорит зависит от освещения, в картине намечаются элементы тональной живописи. Не только коричневатые, рыжие, кирпичные тона, но даже черный цвет кафтана молодого человека, обернувшегося к зрителю, имеет золотистый оттенок, связанный с определенным освещением. Повышенная эмоциональность образов, интенсивная красочность придают эпизоду семейной пирушки характер шумного и необузданного веселья.

Картина выставлена в Эрмитаже.

Автопортрет с родителями, братьями и сестрами

Автопортрет с родителями, братьями и сестрами

Автопортрет с родителями, братьями и сестрами

Наиболее раннее датированное произведение Иорданса, хранящееся в Эрмитаже,– исполненная им в 1615 году картина с изображением семейной группы за пиршественным столом. В середине XVIII века полагали, что это семья Рубенса, позднее – самого Иорданса или его учителя и родственника художника Адама ван Норта. Но, очевидно, двадцатидвухлетний живописец, автопортрет которого мы видим в левой части композиции (в плаще и шляпе, с вдохновенно поднятой головой, играющий на лютне), запечатлен в кругу семьи отца. В жанровой трактовке сюжета сказалось воздействие искусства Караваджо. Однако утверждение в образах характерных фламандских народных черт, интерес к передаче объемов, решение бытовой семейной сцены в приемах большой масштабной композиции, мягкость цвета – все это черты, присущие стилю самого Иорданса. В картине уже ясно различимы многие принципы, которые получат развитие в последующих работах художника: фигурная группа на первом плане, заполняющая почти всю плоскость холста, подчеркнутые объемы. Композиция перегружена так, что рама картины становится тесной, даже в верхней части располагаются фигурки детей (в виде парящих ангелочков Иорданс изобразил членов семейства, умерших еще в младенчестве). Улыбающейся молодой женщине, наблюдающей за игрой детей, фигура которой уже не уместилась в пределах картины, кажется, с трудом удалось «просунуть» голову, да и то сбоку. Четырнадцать человек, стол, кресло, холодильник с флягами для вина, тарелки с едой, собака, которую гладит ребенок,– все это дано крупным планом и приближено к зрителю. Такое стремление к насыщенным композициям, до предела заполненным людьми и предметами быта, показанными масштабно, с низкой точки зрения, характерно и для многих более поздних произведений Иорданса.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак