Живопись | «Классика»

April 7, 2013

Макс Слефогт – один из наиболее значительных немецких импрессионистов. Он подарил человечеству несколько сот ценных произведений искусства. Слефогт родился в 1868 году в Ландсхуте (Бавария), умер в 1932 году в Нойкастле (Пфальц). Он любил природу, любил людей и искусство. Многие его картины и эскизы красноречиво свидетельствуют о том, что особенно тесно он был связан с театром и музыкой. Это картины «Балерина Мариетта ди Рикардо» и «Балерина Павлова», портреты португальского оперного певца Франциско Андраде. С этим артистом художник находился в дружеских отношениях и увековечил его в картинах.

С 16 февраля по 26 марта 1914 года Макс Слефогт путешествовал по Египту и привез на родину двадцать замечательных картин. Египетские работы Слефогта, исполненные то нежными светлыми, то сочными яркими красками, передают живую прелесть теплого солнечного юга, знакомят зрителей с далекой страной и ее людьми. Каждая из двадцати картин египетской серии по-своему прекрасна. Вот некоторые из них: «Утро вблизи Луксора» и другие картины луксорской серии, «Нил у Асуана» и «Базарная улица в Асуане», «У кофейни в Каире» и «Поучение в Каирской мечети» — картина, которую Слефогт написал дважды и обозначил римскими цифрами I и II. Затем картина, передающая совсем другой мотив, — «Морские разбойники» и многие полотна с изображением народных типов, такие, как «Суданский нищий», «Суданские женщины» и «Юноша негр Мурси». Двадцать египетских картин торжественно прибыли 18 мая 1915 года в специально отведенный для них зал Дрезденской галереи.

Юноша негр Мурси

Юноша негр Мурси

Слефогт предложил галерее купить его египетскую серию. Художник оценивал свои картины — если продать их по отдельности — в 92 000 марок. Частные коллекционеры предлагали ему и значительно более высокие суммы. Но Слефогт готов был продать всю серию Дрезденской галерее за 60 000 марок при условии, что галерея будет всегда сохранять всю египетскую серию вместе. С этим условием и состоялась покупка, после того как дирекции удалось достать денег. Большая часть требуемой суммы была получена через Академический совет из фонда Преля-Хойера и от Дрезденского музейного союза, председателем которого по традиции являлся обер-бургомистр. 17 апреля 1915 года министр просвещения доктор Бекк, по поручению Генеральной дирекции королевских собраний произведений искусства и научных коллекций, сообщил, что «его величество король всемилостивейше разрешает принять в Королевскую галерею серию из двадцати произведений живописи профессора Макса Слефогта, поскольку она будет куплена на средства из фонда Преля-Хойера и Дрезденского музейного союза».

Генеральная дирекция удовлетворила просьбу придворного поставщика Гутбира, через посредство которого закупались картины предоставить ему на три недели картины Слефогта для экспонирования в его галерее. Поставщик двора со своей стороны обязался «по окончании выставки незамедлительно передать картины дирекции Королевской картинной галереи». Таким образом, купленные в апреле картины попали в галерею лишь в мае.

Приобретение египетской серии Слефогта некоторые круги в Дрездене приняли без особого восторга. Возражали ультраконсерваторы, которые хотели, чтобы для галереи закупались только картины давно умерших художников. Возражали также те люди, которые не понимали импрессионизма (их было довольно много) и полностью отвергали таких художников, как Слефогт. Поэтому в дрезденских газетах иногда попадались утверждения, что за картины заплатили дороже их действительной стоимости. Время показало, что критика была неверной и что покупка картин Слефогта много значила и в то время, и в дальнейшем, и за долгие годы не потеряла своего значения для Дрезденской картинной галереи.

У кофейни в Каире

У кофейни в Каире

В течение девяти лет двадцать египетских картин Слефогта находились, согласно договоренности, все вместе в Дрезденской галерее. Затем их спокойное существование неожиданным образом было нарушено. В марте 1924 года берлинский магазин художественных изделий Ван Димена и компании предложил Дрезденской галерее большую картину Макса Слефогта «Балерина Павлова». Дирекция и Совет при галерее были весьма заинтересованы в приобретении картины, но, как часто случалось, денег в закупочном фонде не было. Поэтому директор галереи Поссе в пространной докладной записке министерству народного образования 13 марта 1924 года предложил приобрести картину в обмен на три полотна из египетской серии.

«Балерина Павлова» — одна из самых привлекательных и своеобразных работ Слефогта, до настоящего времени принадлежала берлинскому коллекционеру. Эта картина, как никакая другая, может занять центральное место среди близких ей картин египетской серии. С другой стороны, из двадцати египетских полотен художника можно спокойно отказаться от трех. Сейчас особенно ясно, сколь удачным было это, многими порицаемое приобретение двадцати картин одновременно, поскольку благодаря этому представляется возможность, пожертвовав несколькими меньшего размера и значения картинами, приобрести для Дрезденской галереи столь значительную работу Слефогта. Я твердо убежден, что не воспользоваться представившимся случаем и не обменять три из большого числа однотипных картин египетской серии, повысив тем самым ценность всей нашей коллекции Слефогта в целом, значит, упустить возможность, которая едва ли когда-нибудь еще представится», – писал директор Поссе.

Министерство народного образования в письме дирекции галереи 20 марта 1924 года сообщило, что и они считают «Балерину Павлову» Слефогта одним из наиболее выдающихся созданий художника. «Но, конечно, с другой стороны существуют и известные сомнения, поскольку галерея должна лишиться трех картин из египетской серии Слефогта. Однако, учитывая все плюсы и минусы, следует признать, что приобретение «Балерины Павловой» имеет для галереи большее значение, чем потеря трех из двадцати египетских пейзажей, тем более что речь идет не об особо ценных картинах. И принимая во внимание, что обмен поддерживает Художественный совет галереи и что как Академический совет, так и президиум Музейного союза дали свое согласие, министерство разрешает осуществить обмен, предложенный в докладной записке от 12 числа сего месяца».

Балерина Павлова

Балерина Павлова

Тотчас же по получении разрешения министерства обмен был произведен. Ван Димен и компания получили три картины из египетской серии — «Ворота в Каире», «Ливийская пустыня» и «Закат на Ниле», а в Дрезденскую галерею поступила «Балерина Павлова».
Все как будто бы было в полном порядке. Слефогт, естественно, был доволен, что написанная им в 1909 году «Балерина Павлова» займет почетное место в Дрезденской картинной галерее, но художника возмутило, что нарушили данное ему при продаже египетской серии обещание и три из двадцати картин отдали на сторону.

Профессор Слефогт поручил своему берлинскому адвокату доктору Людвигу Элиасу заявить протест. 11 апреля 1924 года доктор Элиас направил письмо в Дрезден Академическому совету, который предоставил из фонда Преля-Хойера большую часть средств на покупку картин египетской серии. Доктор Элиас сослался на то, что его клиент продал Дрезденской галерее картины лишь после заверения, что они там всегда будут находиться вместе. «Господин профессор Слефогт, — писал далее адвокат, — при переговорах во всех инстанциях неизменно настаивал на выполнении его требования и указывал на него как на непременное условие продажи картин. Из этих высоких соображений он пошел на большие материальные жертвы. В расчете на экспонирование всей серии в целом, он согласился снизить цену до чрезвычайно низкой суммы в 60 000 марок, несмотря на то что при продаже картин по отдельности мог получить за них значительно больше. Генеральная дирекция музеев согласилась тогда с соображениями моего клиента. И даже отвела для египетской серии особый зал. Мой клиент в случае, если картины египетской серии по отдельности поступят в продажу, воспримет это как большой урон, нанесенный ему как художнику».

Академический совет 30 апреля 1924 года ответил доктору Элиасу: «В свое время для двадцати картин выделили особый зал, но теперь его заменили другим, с лучшим освещением. Для создания общего настроения и для того, чтобы эта экспозиция имела
свой центр, оказалось желательным включить в нее картину большего формата. Созданное вашим клиентом полотно, изображающее русскую балерину Павлову, сочтено для этого наиболее подходящим, и (поскольку за отсутствием свободных денежных средств другой возможности приобрести его не имелось) его обменяли на три полотна египетской серии. Действительно, при продаже двадцати картин ваш клиент выразил желание, чтобы они, как правило, экспонировались и хранились вместе, но никакого особого обязательства в связи с этим Академический совет на себя не принимал. Смеем надеяться, что ваш клиент будет удовлетворен таким решением вопроса».

Слефогта ответ не удовлетворил. Он считал себя обманутым и особо гневался на то, что его не поставили в известность о предполагаемом обмене. Он поручил своему адвокату защитить его права.

В прошении, направленном в саксонское министерство внутренних дел, доктор Элиас 2 июня 1924 года сообщал, что профессор Слефогт совершенно не согласен с тем, как Академический совет излагает вопрос в письме от 30 апреля. «Мой клиент толкует договор так, что они, не фиксируя этого письменно, обязались хранить картины все вместе… Поэтому он рассматривает последовавшую без его согласия продажу трех картин как нарушение договора. Я позволю себе сделать вам следующее предложение: Академический совет дает по всей форме и в соответствии с законом связывающее их в дальнейшем заявление, в котором указывает, что в дальнейшем ни одна картина египетской серии не покинет галереи — не будет ни продана, ни обменена. Такое заявление с их стороны по крайней мере успокоит профессора Слефогта на будущее».

Поскольку при переговорах о продаже картин в 1915 году не было заключено договора, который бы юридически обязывал покупателя постоянно хранить все двадцать картин египетской серии вместе, как единое целое, адвокат Слефогта не смог добиться судебного решения о признании недействительной обменной операции с тремя картинами Дрезденской галереи. Предложением от 2 июня доктор Элиас хотел получить для своего клиента юридически действенную гарантию того, что по крайней мере остающиеся в галерее семнадцать картин будут всегда рассматриваться как единая серия.

Оживленный обмен мнениями по поводу этого предложения закончился лишь в ноябре 1924 года.

Директор галереи доктор Поссе сообщил 11 июля министерству народного образования, что он считает вполне возможным «дать просимое профессором Слефогтом заверение, ибо никаких дальнейших действий с картинами египетской серии художника не предполагается». Однако поскольку официальные лица в министерстве никак не могли принять решения и затягивали дело, доктор Элиас еще несколько раз в вежливой форме настаивал на принятии его предложения. 16 сентября 1924 года он писал доктору Поссе: «Я полагаю, что Саксонское государство, по крайней мере на определенное время, — я предлагал тогда срок, установленный законом для защиты прав на произведения искусства, — даст господину профессору Слефогту в юридически связывающей форме гарантию в том, что в дальнейшем картины продавать не будут. Так как Академический совет заявляет, что он больше не нарушит серию картин, Саксонское государство не понесет никакого ущерба, если будет сделано предложенное мной заявление, а господин профессор Слефогт смог бы тогда в какой-то мере быть спокойным хотя бы за будущее египетских картин».

Но и это оказалось не столь просто, как думали Слефогт и его адвокат. 17 ноября 1924 года директор галереи сообщил доктору Элиасу: «Министерство народного образования не может дать юридически связывающего его заявления, что Саксонское государство не предпримет в дальнейшем продажи картин профессора Слефогта из серии египетских пейзажей. Министерство полностью поддерживает данное Академическим советом 13 августа сего года адвокату Элиасу объяснение, что дальнейшей продажи картин не намечается, поскольку это могло бы снизить ценность всей серии. Однако министерство по основательным причинам считает нужным воздержаться от того, чтобы сделать требуемое от него заявление».

От себя доктор Поссе добавил, что он лично хотел бы, чтобы спор был решен в духе предложения доктора Элиаса. Однако при неоднократных беседах с ответственными лицами ему пришлось убедиться, «что, к сожалению, по соображениям принципиального характера, нельзя не принять точку зрения министерства. Во всяком случае я прошу верить, что точно так же, как в этом исключительном случае мы действовали только из глубокого уважения к профессору Слефогту, мы теперь, приобретя главную картину для будущего слефогтовского зала, совершенно не думаем о каких-либо переменах».

Доктор Элиас, хотя и принял к сведению окончательное решение саксонского министерства народного образования, однако высказал свое сожаление о том, что это государственное учреждение не захотело письменно и в юридически обязывающей форме зафиксировать свое обещание.

Профессору Слефогту пришлось в конце концов удовлетвориться заверениями всех ведающих искусством инстанций, что оставшиеся в Дрезденской галерее семнадцать картин египетской серии больше не будут передавать на сторону. И это обязательство выполнялось.

Из семнадцати полотен египетской серии Слефогта, оставшихся в Дрезденской галерее, две картины — «Барки на Ниле возле гранитной скалы» и «Поучение в Каирской мечети (I)» пропали во время войны. Третья картина, которая числилась в каталоге утерянных и погибших в войну произведений искусства (1963) — «Араб на коне», отыскалась в 1967 году. С тех пор она снова находится в Дрезденской галерее. В настоящее время из двадцати египетских картин в Галерее новых мастеров находятся всего лишь пятнадцать.

Аренда грейдера
Для работ на дорогах необходима спецтехника, в частности, грейдеры. На странице http://gk-stroyrent.ru/catalog/greider есть информация об аренде этих агрегатов. Если такие работы разовые, то покупать дорогую технику нет смысла.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак