April 5, 2013
Хороший реставратор — вдвойне художник: он должен сам уметь писать картины и в то же время подавлять собственные творческие устремления. Ведь для того чтобы восстановить заболевшую картину точно в таком виде, как ее написал старый мастер, нужно полностью проникнуться его духом и стремлениями. Поэтому квалифицированный реставратор наряду со специальными знаниями должен иметь большое терпение и интуицию. И лишь обладая всеми этими ценными качествами, он сможет целиком и полностью выполнить высокую миссию: сохранить для человечества во всей красоте и прелести неповторимые сокровища искусства.
Почти два десятилетия — с начала второй мировой войны до 1956 года — картины Дрезденской галереи были недоступны для посетителей. Под господством свастики замечательным сокровищам мировой культуры пришлось пережить тяжелые испытания, которые не остались для них без последствий.
Злейшим врагом картин оказалась сырость. Картины Дрезденской галереи самым безответственным образом поместили на хранение в Роттверндорфский туннель и известняковую шахту в Покау-Ленгфельде, где влага причинила им такие повреждения, которые нельзя устранить на долгий срок, проведя реставрацию один раз. Вследствие этого многие картины, хотя над ними в Советском Союзе работали очень долго, с большим знанием дела и великолепно их отреставрировали, при возвращении на родину были снабжены пометкой: «Состояние удовлетворительное, картина нуждается в постоянном наблюдении!»
Этим указанием, которое касалось прежде всего картин, написанных на дереве, советские реставраторы не ограничились. К каждой из реставрированных картин они приложили подробный протокол, в котором точно указывалось, в каком состоянии картина прибыла в Советский Союз, чем она была больна и какие средства применялись для ее полного восстановления. И наконец, на основании длительного опыта работы с картиной были даны указания о дальнейшем с ней обращении.
Картина «Обручение св. Екатерины», написанная флорентийским живописцем Андреа дель Сарто на тополевой доске в 1512-1513 годах, пользовалась особой заботой советских реставраторов. «Дерево отсырело. Оборотная сторона картины вся заплесневела. В дереве трещины, заполненные полосками проклеенной бумаги. В нижнем углу лак сильно разложился». Такие замечания реставратор сделал сразу же после прибытия большой картины дель Сарто в Советский Союз. Затем он приступил к работе и через некоторое время записал: «Полосы проклеенной бумаги смыты, места, где частички краски отпали, затонированы. Воздействуя парами спирта, произвели частичную регенерацию лака. Картина находится под особым наблюдением». Как видно из протокола, постоянное наблюдение позволило подметить, что в 1950 году вновь обнаружено разложение лака и в некоторых местах вздутие грунта и красочного слоя. Хотя и эти повреждения тотчас же устранили, при ближайшем контрольном осмотре на картине оказались новые вздутия и другие повреждения. В 1952 и 1954 годах в протоколе записаны другие подобного рода замечания. А когда в сентябре 1955 года составляли протокол передачи картины, реставраторы подчеркивали, что картина и впредь нуждается в постоянном наблюдении и заботе.
Эти замечания свидетельствуют не только о тяжелых повреждениях произведений искусства, нанесенных в годы войны, но и об ответственности советских специалистов за дальнейшую судьбу картин. В Дрездене немецкие реставраторы продолжили начатую в Советском Союзе работу. Заботливому уходу и лечению пострадавших картин со времени открытия галереи в июне 1956 года уделялось особое внимание. Обеспечив постоянное наблюдение за картинами и решив окончательно избавить их от повреждений, реставраторы Дрезденской галереи поставили перед собой нелегкую задачу.
Дрезденские сокровища находились в центре внимания мировой общественности. Злые языки утверждали, что как «русские», так и искусствоведы и реставраторы «восточной зоны» губят художественные произведения. Поэтому Международная конференция реставраторов, проведенная 2 ноября 1960 года в связи с 400-летием Дрезденских художественных собраний, предоставила возможность показать специалистам прямо на месте картины в хорошем состоянии и рассказать о работе по их восстановлению.
Карл Хайнц Вебер, главный реставратор Дрезденской галереи, доложил о работе над картиной Андреа дель Сарто «Обручение св. Екатерины». Из-за большого количества влаги, пропитавшей картину во время ее пребывания в хранилище, дерево, даже когда картина уже находилась в Дрездене, продолжало деформироваться, и в 1957 году дрезденские реставраторы обнаружили на ней вздутия. Картину взяли из галереи и в реставрационной мастерской подвергли основательной обработке. Коллектив реставраторов обсудил, каким путем вылечить картину. На основании предварительных исследований пришли к выводу: «Снять приклеенные закрепительные планки и заменить их не мешающими креплениями с боков. Трещину в доске заполнить треугольными клиньями на клею. Лак удалить. Вздутия краски опустить и закрепить. На обороте картины восстановить утраченные места лаковой закраски».
Все это было проделано, но повреждения еще оставались. Карл Хайнц Вебер рассказал о новых сложностях, вынудивших продолжить работу над картиной. Но чтобы не рисковать, необходимые виды работы провели сначала на других, менее ценных картинах. «Только после многочисленных опытов на других объектах сняли лак, в данном случае это было проделано посредством наложения на картину на несколько минут компресса (50X70 см) из целлюлозы, пропитанной растворяющей смесью. В результате лак растворялся и золотисто-коричневой кучкой накапливался на целлюлозе, которая затем осторожно снималась… После того как красочный слой открыли, обнаружились все повреждения и прежде всего значительные по размерам многочисленные места позднейших записей. Часть этой краски, поскольку она была нанесена на лаковую основу, удалось убрать вместе с лаком, который был растворен посредством компресса. От остальных многочисленных записей, прочно лежащих на красочном слое, пришлось избавляться путем трудоемкой и тщательной работы: воздействуя на чуждую краску сильными смесями, ее заставляли вздуваться и затем снимали жесткой кисточкой и скальпелем… Из-за того что картина частично была написана сухими красками и кистью из жесткой щетины, оставлявшей углубления, и потому, что оригинальный красочный слой был необычно тонко нанесен на столь же тонкий грунт, эта часть работы оказалась самой тяжелой и длительной. Но старания увенчались успехом. В частях картины с изображением облаков и воздуха и главным образом каменных ступеней открылась оригинальная живопись, повреждения которой по сравнению с размерами записей оказались незначительны и которая замечательно гармонировала со всем, что ее окружало».
После удаления чуждой красочному слою оригинала закраски работа по реставрации была продолжена. Над этой картиной в дрезденской реставрационной мастерской работали в течение двух лет. Наконец, ее, очищенную от записей и избавленную от всех в течение времени вновь и вновь появляющихся повреждений, можно было показать посетителям галереи в том состоянии, в каком она была, когда ее более 400 лет назад создал художник.
Составленный на шести страницах протокол о ходе и результатах реставрации с 34 цветными диапозитивами и 30 черно-белыми снимками, сделанными в 1956-1959 годах с картины в целом и в деталях, которые демонстрируют ее состояние до, во время и после реставрации показывает, как обдуманно и основательно, тщательно и добросовестно работают в реставрационных мастерских, как заботятся о картинах старых мастеров.
Главный реставратор Карл Хайнц Вебер на Международной конференции реставраторов 2 ноября 1960 года столь же подробно доложил собравшимся о реставрации и других картин галереи, по поводу которых советские реставраторы выразили озабоченность, сделав пометку в протоколах передачи: «Картина нуждается в постоянном наблюдении!» К их числу относилась также картина итальянского мастера Франческо Франчи (ок. 1450-1517?) «Крещение Христа», написанная яркими, звонкими красками. После основательного курса лечения в реставрационной мастерской она вновь засияла во всей своей первозданной красоте и замечательно пополнила собрание картин старых итальянских мастеров.
Эти сообщения и продемонстрированные перед собравшимися на конференции оригиналы картин великих мастеров помогли дрезденским реставраторам доказать, что они своей тяжелой, требующей тонкой интуиции и художественных способностей работой внесли и продолжают вносить большой вклад в дело сохранения доверенных им сокровищ мировой культуры.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак