Живопись | «Классика»

April 4, 2013

«Лондонская фирма «Кристи, Мэнсон и Вудс» объявила об аукционе произведений искусства, назначенном на 7 марта 1958 года. Среди прочих произведений к продаже предлагалась картина «Моление о чаше» Лукаса Кранаха Старшего, размером всего 68×40,5 сантиметра, написанная живописцем на липовой доске около 1525 года. Появление картины на аукционе вызвало сенсацию.

Но первую сенсацию очень скоро вытеснила вторая. За несколько дней до объявленного с большим шумом аукциона стало известно, что картину Кранаха продавать не будут. Фирму посетили два сотрудника Скотланд-Ярда и потребовали на основании предварительного распоряжения снять картину с аукциона и обеспечить ее сохранность до решения суда. Что же послужило основанием для такого распоряжения?

А поводом для запрета продажи послужили два письма, полученные Генеральной дирекцией Государственных художественных собраний Дрездена в середине февраля 1958 года. Одно — от мюнхенской фирмы, другое — от лондонской. Обе фирмы извещали, что они охотно приобретут на лондонском аукционе картину Кранаха. Но, не желая рисковать, они запрашивали Дрезден, действительно ли принадлежащая Дрезденской галерее картина Лукаса Кранаха «Моление о чаше» отправлена из Дрездена в Лондон для продажи, или же она была похищена и попала на аукцион в Лондоне какими-то темными путями.

Только из этих писем Генеральная дирекция узнала о предполагаемой продаже. Фирмам в Мюнхене и Лондоне, предоставившим столь важную для Дрездена информацию, сообщили, что «Моление о чаше» Лукаса Кранаха Старшего является собственностью Дрезденской картинной галереи и относится к числу пропавших во время войны произведений искусства.

Генеральная дирекция Дрезденских художественных собраний телеграммой потребовала от лондонской фирмы снять с аукциона картину Кранаха и вернуть ее законным владельцам.

По поручению министерства культуры Генеральная дирекция доверила защиту интересов Дрезденских художественных собраний английским адвокатам — Деннису Притту и адвокатской конторе «Рубинстайн, Нэш и компания». В результате быстрого вмешательства лондонских адвокатов фирма 5 марта сообщила Дрездену, что спорная картина снята с аукциона и временно секвестирована.

Требование Государственных художественных собраний было принято в Лондоне не очень доброжелательно. «Санди диспэтч» писала, что картина Кранаха «Моление о чаше» была предложена для продажи с аукциона неким Эмануэлом Готцларом. Этот господин якобы заявил репортеру: «Требование восточных немцев — наглость. У меня на руках копия счета, из которого видно, что я купил картину с соблюдением всех формальностей в 1946 году у известного пражского торговца произведениями искусства». Господин Готцлар, однако, не задумывался, каким образом картина Дрезденской галереи попала к «известному торговцу».

Тем временем выяснилось, что в Лондоне находится еще одна картина Кранаха.

6 марта 1958 года, то есть через день после того, как картина «Моление о чаше» Лукаса Кранаха была снята с аукциона, фирма «Кристи, Мэнсон и Вудс» известила телеграммой дирекцию Дрезденских художественных собраний, что «тот же самый клиент требует возвратить ему вторую картину, которую мы получили от него, но еще не намечали к продаже, а именно, «Портрет пятидесятилетнего мужчины» Кранаха, подписанный монограммой и датированный 1544 годом».

Эта картина, купленная Дрезденской галереей в 1917 году у берлинского торговца Кассирера за 167 208 марок, перебывала во время войны в нескольких хранилищах и 28 апреля 1945 года попала в сырую известняковую штольню в Покау-Ленгефельде. Оттуда похитители неизвестными путями доставили ее в Прагу, а позднее она попала в Лондон.

Портрет пятидесятилетнего мужчины

Портрет пятидесятилетнего мужчины

Попытка клиента сразу же после того, как стало известно о протесте из Дрездена, забрать вторую картину Кранаха и снова запрятать ее, провалилась. Провалилась из-за корректной позиции известной в международной торговле произведениями искусства фирмы.

В ходе лондонского судебного процесса о возврате картин Государственным художественным собраниям Дрездена пришлось в первую очередь подать жалобу на фирму «Кристи, Мэнсон и Вудс», в распоряжении которой находились обе картины. Первое заседание суда состоялось 12 марта 1958 года. Сэр Алек Мартин, коммерческий директор фирмы, под присягой заявил, что «названные картины находятся во владении ответчиков, но они не имеют на них никаких претензий». Обе картины кисти Кранаха его фирме «отдал на хранение с целью последующей продажи некий Карол Абрахам. Последний заявил, что названные картины являются его собственностью. Когда же его известили, что право владения оспаривается, настоятельно просил фирму вернуть ему картины. Ответчики ни в коей мере не согласны с Каролом Абрахамом… они готовы передать названные картины суду».

Такое решение и было принято. Обе дрезденские картины Кранаха были депонированы в распоряжение лондонского суда. Ход процесса, однако, задержался из-за того, что сначала предстояло выяснить, против кого следует возбудить дело. И хотя до начала процесса стало ясно, что фирма не претендует на картины, нужно было сначала выдвинуть обвинение против нее, чтобы установить, кто выдает себя за владельца картин. Картины передал фирме Карол Абрахам. Эмануэл Готцлар утверждал, что картины составляют его имущество, и он дал их Абрахаму для передачи фирме. И, наконец, появился еще некий господин Максимилиан Унгар, который тоже заявил свои претензии на картины.

Абрахам и Готцлар были подставными лицами оставшегося в тени доктора Унгара. У доктора Унгара наверняка были для этого основания, и он не объявил бы себя хозяином похищенных картин, если бы протест из Дрездена не привел к ссоре «владельцев». Доктор Унгар мог сохранить свои мнимые права, только обвинив перед судом бывших сообщников. Суд принял решение после того, как Унгар под присягой показал, что эти картины он «купил 4 июня 1946 года в Праге у антиквара Антонина Кубеча за 95 000 крон».

В июне 1958 года лондонский адвокат сообщил своим доверителям в Дрездене, что суд по иску доктора Унгара против подставных лиц принял решение в пользу истца. Только теперь, после решения суда, можно было начать процесс о возвращении собственности Дрезденской картинной галереи.

Английский суд подверг сомнению правомочность Государственных художественных собраний Дрездена обращаться с иском по данному вопросу. Это сомнение суда было убедительно опровергнуто обширным заключением, составленным в Дрездене.

В результате лондонскому суду пришлось признать, что обе картины Кранаха принадлежат Дрезденской галерее, что в обстановке последних дней войны они были похищены неизвестными преступниками и в настоящее время, как и прежде, составляют собственность Дрезденской картинной галереи. Таким образом, лондонский суд должен был бы принять решение о возвращении обеих картин Кранаха их подлинным владельцам, поскольку приобретение краденых вещей, даже если оно совершается при незнании истинной их принадлежности, ни в коем случае не может считаться имеющим законную силу.

Так же следовало бы поступить и с картинами Кранаха, если бы в Великобритании в таких вопросах не принимались судебные решения, расходящиеся с общепринятыми: здесь применяют законы той страны, где приобретена похищенная вещь. В данном случае это была Чехословакия. Там же устаревший кодекс допускал возможность приобретения права собственности на краденое имущество, если покупатель считал продавца правомочным владельцем и купил спорную вещь с соблюдением всех формальностей у продавца, обладающего правом продать ее. Таким образом, картины Кранаха могли быть взяты у покупателя без компенсации лишь в том случае, если будет доказано, что при заключении торговой сделки ему было известно, что речь идет о краденом имуществе.

Доказать, что в данном случае дело обстояло именно так, было очень важно для исхода процесса. Но привести доказательства было не просто: ведь со времени покупки картин в Праге прошло двенадцать лет. Чтобы выяснить все обстоятельства сделки между доктором Унгаром и торговцем Антонином Кубечем, Генеральная прокуратура Германии обратилась за помощью к органам юстиции Чехословакии, которые добросовестно выполнили эту задачу. Их подробные сообщения имели немалое значение для хода процесса в Лондоне.

К сожалению, не удалось выяснить, каким путем похищенные картины Кранаха попали в Прагу и у кого их приобрел пражский антиквар Антонин Кубеч, поскольку он в 1954 году умер. Чехословацкие власти не смогли в 1958 году разыскать никаких документов о заключенной в 1946 году сделке между доктором Унгаром и Кубечем.

Чтобы понять, при каких условиях картины Кранаха были украдены и переправлены в Прагу, нужно представить хаос и неразбериху майских дней 1945 года в Германии. Из 45 хранилищ, в которых размещались во время войны дрезденские сокровища искусства, были похищены многие художественные произведения. Бездомные, бредущие по дорогам голодные люди, потерявшие во время войны все свое имущество, часто прихватывали с собой ценные вещи. Если для них не находилось практического применения, ценности обменивались на продукты. Черный рынок процветал, и контрабанда приняла в пограничной с Чехословакией области ужасающие формы. В индустриальной Саксонии продуктов питания не хватало еще в большей мере, чем в других областях Германии. В Чехословакии же продуктов питания, табака и сигарет было больше.

Уголовники нашли себе здесь доходное поле деятельности. Они организовывали вооруженные банды и предпринимали контрабандистские операции для снабжения черного рынка товарами.

К числу товаров, доставлявшихся контрабандными путями в Чехословакию, относились и художественные произведения. Таким образом попали в Прагу и картины Лукаса Кранаха.

Пражские органы юстиции в 1958 году уже не могли установить, приобрел ли Антонин Кубеч картины Кранаха у кого-то из контрабандистов или только из вторых рук. Кубеч, как специалист, несомненно, по подписи тотчас же понял, что предлагаемые ему картины — подлинники Кранаха. Так как продавцы скорее всего не знали, какова ценность картин, и поскольку вообще художественные произведения в то время ценились ниже, чем хорошие продукты, Кубеч наверняка смог купить картины за смехотворно малую сумму.

В июне 1946 года к Кубечу явился денежный клиент, у которого имелись особые основания интересоваться ценными произведениями искусства. Это был доктор медицины Максимилиан Унгар, в то время доцент Института клинической физиологии в Праге.

В 1948 году Максимилиан Унгар как доцент Института клинической физиологии поехал в Англию на медицинский конгресс. Он воспользовался этой поездкой для того, чтобы не вернуться в Чехословакию. Вполне возможно, что, задумав покинуть страну, Унгар приобрел и нелегально вывез картины Кранаха в Англию. Может быть, он вынул их из рам, хорошо запаковал и провез с ручным багажом, который не подвергался тщательному досмотру. А может быть, таможенники, не зная, что картины ценные, пропустили их.

В любом случае картины Кранаха вывезли из Чехословакии незаконно. Незаконным путем они попали и в Прагу, в руки Кубеча.

Доказывая, что картины Кранаха были куплены им по всем правилам, доктор Унгар предъявил подписанный Кубечем счет. Однако на счете не было указано, что куплены именно картины Лукаса Кранаха, указывались просто две картины, не особенно дорогие — 95 000 крон. В медицинских кругах доктор Унгар — так сказано в официальном отчете — был известен как страстный собиратель антикварных вещей. Он прекрасно разбирался в произведениях искусства. Поэтому он, так же, как и Кубеч, должен был хорошо знать, что речь идет о ценнейших произведениях. Почему же в таком случае на счете не было указано, что Унгар купил у Кубеча картины Кранаха?

Для этого были свои основания. Во все времена чехословацкие власти строго запрещали вывозить за пределы страны произведения искусства без выдачи на это должным образом оформленного разрешения. Едва ли власти позволили бы вывезти за границу две картины Лукаса Кранаха без оплаты полной их стоимости в иностранной валюте.

Не соответствует действительности и указанная в счете цена — 95 000 крон. «Портрет пятидесятилетнего мужчины» Дрезденская галерея приобрела в 1917 году у торговца произведениями искусства Кассирера за 167 208 марок. Учитывая изменения в курсе с 1917 по 1946 год, выплаченная Кассиреру в 1917 году сумма «составила бы примерно 1400 000 крон». И это только цена одной из двух картин Кранаха, цена второй — «Моление о чаше» была бы намного выше. Следовательно, «доктор Унгар заплатил за картины лишь часть их действительной стоимости».

Однако, если Унгар заплатил за картины больше, чем указано в счете, это было сделано по договоренности с Кубечем. Оба были заинтересованы в том, чтобы скрыть истинные размеры сделки: цель покупателя — предъявив счет, получить разрешение на вывоз картин без указания их действительной стоимости; продавец пошел на это, чтобы занизить сумму дохода, сообщаемую финансовым органам.

Если Унгар действительно заплатил за обе картины только 95 000 крон, значит, и покупатель, и продавец знали, что имеют дело с краденым имуществом. Следовательно, осталось доказать, что доктор Унгар не мог считать продавца «правомочным владельцем», зная, что оба произведения Кранаха попали в руки продавца незаконным путем.

Это подтверждается и показаниями бывшего служащего Кубеча, его помощника в антикварном магазине, которого разыскала Генеральная прокуратура Чехословакии. Из подробного протокола допроса видно, что Александр Прокоп хорошо знал о большинстве сделок, заключенных его шефом. Именно он выписал счет на проданные 4 июня 1946 года Унгару картины (он выписывал все счета), составив его так, как распорядился Кубеч. Сами же картины, показал Прокоп, он не видел ни в магазине, ни в квартире Кубеча, где часто бывал. Отсюда следует, что у Кубеча были особые основания хранить сделку в тайне даже от своего единственного служащего, особо доверенного лица, во всех прочих делах хорошо информированного. Далее Александр Прокоп заявил: «Счет, выписанный 4 июня 1946 года и предъявленный мне при допросе, заполнен в расхождение с тем, как было принято в фирме Кубеча, а также с общими правилами оформления счетов. Так, в нем не указано, о каких картинах идет речь и кто их автор. Фирма всегда оформляла документы таким образом, чтобы оградить покупателя от неприятностей: на счете указывалось имя художника и давалось точное описание картины».

Выписанный доктору Унгару счет не оградил его от неприятностей. Показания служащего Кубеча еще раз подтверждали, что доктор Унгар знал, что перед ним краденые картины, попавшие в руки продавца незаконным путем.

Любой чехословацкий суд обязал бы доктора Унгара вернуть картины Кранаха законным владельцам без всякого возмещения. Но для лондонского суда, из-за особенностей английского судопроизводства, этих убедительных письменных доказательств (официально заверенных) оказалось недостаточно.

Согласно педантичным положениям английского судопроизводства свидетельские показания должны быть даны обязательно перед судом, устно и под присягой, то есть каждый свидетель должен явиться в суд лично. Это просто, если необходимые свидетели проживают в месте судоговорения или, по крайней мере, в той же стране. Это очень сложно и требует больших затрат, если свидетелей приходится доставлять из других стран.

Решение дела затягивалось, росли судебные издержки. Поэтому адвокаты рекомендовали своим доверителям закончить процесс соглашением сторон, что для Дрезденских художественных собраний будет выгоднее, чем победа в бесконечно затягивающемся процессе.

Как основу для соглашения адвокаты предложили ассигновать сумму в 7500 фунтов стерлингов, из которой должны быть покрыты судебные издержки, а остаток передан ответчику в качестве возмещения. Но возмещение не должно превышать 95 000 крон, суммы, якобы уплаченной доктором Унгаром в июне 1946 года и зафиксированной в счете Кубеча. Поскольку предложение окончить процесс соглашением сторон возникло, вероятно, по рекомендации суда и адвокат Унгара опасался, что процесс завершится не в пользу его клиента, он согласился с компромиссным предложением адвокатов истца.

Суд подтвердил признание Дрезденской картинной галереи владельцем картин Кранаха и установил, что соглашение не подлежит отмене и не связано ни с какими условиями. После утверждения судом соглашения фирма «Кристи, Мэнсон и Вудс» получила разрешение выдать картины Кранаха для отправки в Дрезден.

Уполномоченный Лондонской Национальной галереи высказал пожелание, чтобы Государственные художественные собрания Дрездена предоставили возвращенные в тяжелой борьбе картины Кранаха на четыре недели для экспонирования в Национальной галерее. Генеральная дирекция выразила готовность пойти навстречу этому пожеланию.

Семнадцать месяцев длилась борьба за возвращение похищенных из Дрезденской галереи картин Кранаха. И эта борьба за признание факта, очевидного каждому нормальному человеку, наконец, закончилась возвращением картин на родину. 30 июля 1959 года обе картины прибыли в Дрезден. 31 июля их показали на пресс-конференции, и с тех пор картины Лукаса Кранаха Старшего «Моление о чаше» и «Портрет пятидесятилетнего мужчины» вновь выставлены в зале старых немецких мастеров Дрезденской галереи.

Недвижимость в Европе
Довольно высока цена недвижимости в Любляне, если это особняк или коттедж. Другое дело — городская квартира, которая по цене доступнее, чем во многих российских городах. И ближе к европейским музеям с их шедеврами.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак