Живопись | «Классика»

April 3, 2013

Любителей искусства, посетивших в летние месяцы 1951 года Пильницкий музей, ожидал радостный сюрприз — встреча еще с двумя возвращенными художественными произведениями. А началось все с необычного письма, адресованного (адрес на белом конверте был напечатан на машинке) Государственным музеям в Пильнице. И хотя почтовый штемпель был поставлен 19 декабря 1950 года в Лейпциге, адрес отправителя значился: «Курт Шульц, Берлин, Фридрихштрассе, ПО». Конечно, житель Берлина мог опустить письмо и в Лейпциге, тут удивляться было нечему. Удивление пришло, когда в конверте обнаружилась квитанция № 00719 камеры хранения Берлинского вокзала Восточной железной дороги.

Когда директору Центрального музея профессору Бальцеру показали квитанцию, он распорядился передать дальнейшее расследование Главному управлению Государственных музеев в Берлине. Там квитанцию рассматривали с неменьшим изумлением. Сотруднику управления, предъявившему квитанцию в камеру хранения, без лишних формальностей вручили пакет. Сообщение, которое после этого получил профессор Бальцер, прояснило таинственное происшествие.

«Вышеуказанная квитанция выдана на сданные в камеру хранения 12 декабря 1950 года две ценные картины, вынутые из рам и завернутые неопытной рукой в упаковочную бумагу. Это, как выяснилось, картины, принадлежавшие прежде Дрезденской галерее, которые были похищены или присвоены:
1. Инв. № 791. «Девушка с письмом» Шарля Ютена, написанная в 1769 году.
2. Инв. № 808. «Створка двустворчатого алтаря — со св. Елизаветой» (переведена с дерева на холст) неизвестного франкфуртского мастера, ок. 1460».

Само собой разумеется, на картины тотчас же наложили секвестр, и было выдвинуто «обвинение против неизвестного лица».

Все заинтересованные учреждения пытались выяснить, как картины попали в Берлин. Исследовали машинописный текст на конверте, сравнили его с литерами единственной пишущей машинки, которая находилась тогда в распоряжении Пильницкого музея. В отчете о результатах расследования сказано: «Шрифт пробных текстов, отпечатанных на машинке, отличается от шрифта на конверте как по форме литер, так и по характерным их повреждениям».

Исследовали и бумагу, в которую были завернуты холсты. Однако при этом не удалось обнаружить ничего, что могло бы помочь найти отправителя письма, то есть лицо, упаковавшее картины. Правда, в одном из отчетов отмечалось, что «на бумаге можно было разобрать слово «Пильниц». Отсюда делалось заключение, что вор — а это, по-видимому, действительно был вор — как-то связан с Пильницем. Попали под подозрение сотрудники, живущие в замке, многих допросили. Дело чуть не дошло до ареста, и мог пострадать невиновный. В конце концов было установлено, что хотя обе картины упомянуты в каталоге Дрезденской картинной галереи за 1930 год, но их не было ни в числе картин, отправленных в Советский Союз, ни в перечне хранящихся в Пильницком музее произведений искусства, составленном в 1946 году, до открытия галереи.

Следовательно, обе столь странным способом возвращенные Дрезденской галерее картины были похищены еще до того, как советская команда нашла хранилище и спасла художественные ценности.

Кто был вор, столько лет державший у себя эти картины, что он собирался делать с ними, — так и не удалось установить. Можно только предположить, что того, кто, по-видимому, в суматохе майских дней 1945 года похитил две картины, позднее стала мучить совесть. И когда он узнал, что в Пильнице снова открылся музей, он, к счастью, решил возвратить картины владельцам. Обвинение против неизвестного лица пришлось снять. Две картины, после того как их умело отреставрировали, снова хранятся в Дрезденской галерее.

Телеграм-канал «Классика»


Самая актуальная информация как снять помпу с бутылки с водой у нас.


ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак