April 3, 2013
Любителей искусства, посетивших в летние месяцы 1951 года Пильницкий музей, ожидал радостный сюрприз — встреча еще с двумя возвращенными художественными произведениями. А началось все с необычного письма, адресованного (адрес на белом конверте был напечатан на машинке) Государственным музеям в Пильнице. И хотя почтовый штемпель был поставлен 19 декабря 1950 года в Лейпциге, адрес отправителя значился: «Курт Шульц, Берлин, Фридрихштрассе, ПО». Конечно, житель Берлина мог опустить письмо и в Лейпциге, тут удивляться было нечему. Удивление пришло, когда в конверте обнаружилась квитанция № 00719 камеры хранения Берлинского вокзала Восточной железной дороги.
Когда директору Центрального музея профессору Бальцеру показали квитанцию, он распорядился передать дальнейшее расследование Главному управлению Государственных музеев в Берлине. Там квитанцию рассматривали с неменьшим изумлением. Сотруднику управления, предъявившему квитанцию в камеру хранения, без лишних формальностей вручили пакет. Сообщение, которое после этого получил профессор Бальцер, прояснило таинственное происшествие.
«Вышеуказанная квитанция выдана на сданные в камеру хранения 12 декабря 1950 года две ценные картины, вынутые из рам и завернутые неопытной рукой в упаковочную бумагу. Это, как выяснилось, картины, принадлежавшие прежде Дрезденской галерее, которые были похищены или присвоены:
1. Инв. № 791. «Девушка с письмом» Шарля Ютена, написанная в 1769 году.
2. Инв. № 808. «Створка двустворчатого алтаря — со св. Елизаветой» (переведена с дерева на холст) неизвестного франкфуртского мастера, ок. 1460».
Само собой разумеется, на картины тотчас же наложили секвестр, и было выдвинуто «обвинение против неизвестного лица».
Все заинтересованные учреждения пытались выяснить, как картины попали в Берлин. Исследовали машинописный текст на конверте, сравнили его с литерами единственной пишущей машинки, которая находилась тогда в распоряжении Пильницкого музея. В отчете о результатах расследования сказано: «Шрифт пробных текстов, отпечатанных на машинке, отличается от шрифта на конверте как по форме литер, так и по характерным их повреждениям».
Исследовали и бумагу, в которую были завернуты холсты. Однако при этом не удалось обнаружить ничего, что могло бы помочь найти отправителя письма, то есть лицо, упаковавшее картины. Правда, в одном из отчетов отмечалось, что «на бумаге можно было разобрать слово «Пильниц». Отсюда делалось заключение, что вор — а это, по-видимому, действительно был вор — как-то связан с Пильницем. Попали под подозрение сотрудники, живущие в замке, многих допросили. Дело чуть не дошло до ареста, и мог пострадать невиновный. В конце концов было установлено, что хотя обе картины упомянуты в каталоге Дрезденской картинной галереи за 1930 год, но их не было ни в числе картин, отправленных в Советский Союз, ни в перечне хранящихся в Пильницком музее произведений искусства, составленном в 1946 году, до открытия галереи.
Следовательно, обе столь странным способом возвращенные Дрезденской галерее картины были похищены еще до того, как советская команда нашла хранилище и спасла художественные ценности.
Кто был вор, столько лет державший у себя эти картины, что он собирался делать с ними, — так и не удалось установить. Можно только предположить, что того, кто, по-видимому, в суматохе майских дней 1945 года похитил две картины, позднее стала мучить совесть. И когда он узнал, что в Пильнице снова открылся музей, он, к счастью, решил возвратить картины владельцам. Обвинение против неизвестного лица пришлось снять. Две картины, после того как их умело отреставрировали, снова хранятся в Дрезденской галерее.
Телеграм-канал «Классика»
Самая актуальная информация как снять помпу с бутылки с водой у нас.
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак