Живопись | «Классика»

April 3, 2013

Добро и красота соединяют людей, зло и безобразие их разъединяют. Может быть, эта известная формула вдохновляла и Тициана, когда он создавал одну из самых прекрасных своих картин «Динарий кесаря». Лицо Христа передано светлыми красками и четкими линиями, форма рук благородна, все в этом образе воплощает добро и красоту, для которых необходим мир на земле.

Искусствоведы и любители искусства в наше время, так же как и современники Тициана, считают «Динарий кесаря» одним из самых совершенных живописных произведений среди шедевров музеев мира. Дрезденская галерея обладает несколькими произведениями Тициана. Но самое прекрасное и ценное из них все же «Динарий кесаря», написанная чудесными сверкающими красками картина (ок. 1515).

Прежде чем попасть в 1746 году в Дрезденскую галерею, картина находилась в собрании герцога Моденского. Герцог испытывал денежные затруднения и за 100 000 цехинов продал закупщику саксонского курфюрста 100 картин. В это число входили еще два произведения Тициана — «Портрет дочери Тициана Лавинии» и «Портрет дамы в белом». Когда и каким образом «Динарий кесаря» попал во владение герцога Моденского, до сих пор выяснить не удалось. Однако известно, что при прибытии в Дрезден эта картина находилась в отнюдь не блестящем состоянии. В течение 80 лет «Динарий кесаря» в Дрездене не имел достаточного ухода, пока наконец, в 1826 году его вместе с «Сикстинской мадонной» и некоторыми другими картинами не отреставрировал приглашенный в Дрезден итальянец Пальмароли.

Когда во второй половине XIX столетия в Дрездене, наконец, согласились, что за картинами необходимо ухаживать, и была создана скромная, реставрационная мастерская, на каждую картину, которая подвергалась лечению, стали заполнять краткие протоколы. Из них можно узнать, что написанная на доске из тополя картина «Динарий кесаря» оказалась особо чувствительной к колебаниям погоды и поэтому все время служила в галерее предметом заботы. Наиболее часто появляющимися на ней повреждениями указываются вздутия и отслоение красочного слоя, вызываемые расширением или сжатием дерева.

Комиссия по галерее проявляла много заботы об этой весьма высоко ценимой картине. Сохранились сообщения о реставрации «Динария кесаря», начиная со второй половины XIX века. Так, директор галереи фон Карольсфельд записал в своем дневнике, что реставратор Ширмер великолепно отреставрировал «Динарий кесаря» в период с 25 октября по 3 ноября 1856 года. «Картина стоит передо мной, перед моими глазами, полная ясности, четкости и силы, а ведь только позавчера она была тусклой и затемненной». Однако радость была недолгой — вскоре в протоколах появились записи, что на «Динарии кесаря» вновь обнаружены вздутия и отслоение краски.

До конца XIX века Комиссия по галерее около тридцати раз обсуждала состояние картины. Члены комиссии внимательно и добросовестно осматривали доску и неоднократно предупреждали, что в скором времени красочный слой может вовсе отстать от дерева. Появлявшиеся за это время на картине повреждения устранялись. И все же, несмотря на несомненную заинтересованность, попыток устранить причины порчи картины не предпринимали. Это объяснялось боязнью касаться знаменитого шедевра.

В XX веке забот о «Динарии кесаря» не убавилось. Картину неоднократно реставрировали, но не кардинально. В 1928 году была «уложена на место краска, вздувшаяся на лбу, на волосах Христа и на фоне. Повреждения и затемнения ретушей в картине устранены».

2 декабря 1934 года реставратор Альфред Унгер в письме генеральному директору Мюнхенской пинакотеки доктору Бюхнеру просил дать совет, как реставрировать больную картину. Но и мюнхенские реставраторы не смогли ничем помочь.

В начале 1939 года директор галереи доктор Поссе решил, после многочисленных попыток с неудовлетворительными результатами, принять, наконец, кардинальные меры, чтобы полностью «вылечить» «Динарий кесаря». В протоколе заседания Совета при галерее 12 января 1939 года записано: «Уже более ста лет с картиной «Динарий кесаря» происходят одни и те же явления — краска в некоторых местах вздувается и грозит осыпаться. Предложено снять чересчур густой лак и с целью защиты дерева от влаги покрыть его воском. Предложено также пригласить для консультации опытного специалиста. Ознакомившись с его заключением, совет снова соберется и примет решение о мерах, которые следует провести».

Однако прежде чем удалось приступить к реставрации «Динария кесаря», вспыхнула Вторая мировая война, во время которой чудесное произведение искусства получило особенно тяжелые повреждения.

29 апреля 1945 года — за 10 дней до окончания войны — картину Тициана перевезли в сырую, расположенную на глубине 54 метра под землей известняковую шахту, где отсутствовала вентиляция и дерево за несколько дней покрывалось плесенью. Из-за большой влажности красочный слой и грунт «Динария кесаря» могли полностью погибнуть. Так бы и случилось, если бы сокровища искусства не были вовремя спасены.

В каком ужасном состоянии советская спасательная команда нашла «Динарий кесаря», показывает протокол, заполненный во время перевозки картин, после оказанной им первой помощи: «Дерево было влажным. Глубокие кракелюры в красочном слое и грунте; вздутия и чешуйки отставшего грунта с краской в следующих местах: в верхней части головы Христа, на его лице, справа от головы Христа, на розовом хитоне, на синем одеянии, на руке фарисея и ниже, вплоть до края картины».

«Динарий кесаря», который так сильно пострадал во время войны, был замечательно отреставрирован в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина тогдашним главным реставратором музея профессором П. Д. Кориным. Сразу же после возвращения картины в Дрезден, при открытии Картинной галереи ее выставили на почетном месте рядом с «Сикстинской мадонной», и никаких следов тяжелых военных ран на ней нельзя было заметить.

В подписанном при передаче картины в 1955 году протоколе о состоянии «Динария кесаря» советские реставраторы с полным правом констатировали, что при реставрации в Москве «не было утеряно ни одной частицы основы с краской». П. Д. Корин особенно гордился тем, что при реставрации ни разу не прибег к кисти и краскам. Каждый цветовой оттенок, каждая линия, каждый мазок на картине сделаны кистью Тициана. «Состояние удовлетворительное, — было записано в протоколе, но — картина нуждается в постоянном наблюдении и тщательном уходе».

Реставраторы Дрезденской картинной галереи отнеслись ответственно к важному указанию советских коллег. Когда «Динарий кесаря» выставили в восстановленной галерее Земпера, состояние картины было превосходным. Но радоваться пришлось недолго. Климатические различия между Москвой и Дрезденом дурно сказались на весьма восприимчивой к изменению климатических условий картине, и через некоторое время на ней стали появляться новые повреждения. Влажность воздуха в галерее, в зависимости от погоды, да и по другим причинам, часто менялась и бывала слишком низкой. Из-за пониженной влажности сохнущее дерево постепенно сжималось, что вызывало появление новых вздутий и отслоений краски. Второй причиной, обусловившей появление новых повреждений, был слишком толстый и потерявший эластичность слой лака.

Реставраторы вместе с Генеральной дирекцией проводили совещания по поводу состояния «Динария кесаря». Наконец, пришли к выводу: основательно изучив и проверив на практике последние открытия в технике и в химии, нужно коллективно искать и найти такое решение, чтобы на длительный срок обеспечить сохранность бесценного произведения искусства.

Решение явилось итогом совместных усилий дрезденских реставраторов, руководства галереи, Генеральной дирекции и Центрального института технологии дерева в Дрездене, химиков и специалистов в других областях науки и техники. В 1962 году исследования и теоретическая подготовка к реставрации были завершены. «Динарий кесаря» перевели из галереи в реставрационную мастерскую, и началась трудная кропотливая работа с учетом советов иностранных специалистов.

Перед началом реставрационных работ в Москве пришлось, применяя особый метод, в течение двух лет высушивать деревянную доску, чтобы избавить ее от лишней влаги, проникшей, когда картина находилась в сырой известняковой шахте. Первая задача, которая стояла перед реставраторами в Дрездене в 1962 году, — повысить процент влажности, упавший вследствие низкой влажности воздуха в галерее Земпера.

Понадобилось девять месяцев, чтобы повысить влажность дерева, достигавшую всего лишь 50 процентов нормальной, с 6 до 10 процентов. Для этой цели доску поместили над дистиллированной водой, так, чтобы воздух, насыщенный водяными парами, мог на нее воздействовать. Достигнутое путем такой операции увеличение размеров доски обеспечило на ней место, необходимое для того, чтобы посадить краску, поднявшуюся местами на 5-6 миллиметров. После продолжавшейся около года работы удалось посадить на место и укрепить на грунте более 400 таких вздувшихся, с острыми краями участков красочного слоя, размером от одного миллиметра до нескольких сантиметров. При этом очень мешал густой лак: приходилось не только использовать имеющиеся, во многих случаях недостаточно открытые кракелюры, но и искусственно создавать другие, чтобы пробиться через него. Наряду с основной работой проводилось легкое разжижение лака, его регенерация путем воздействия спиртом и как последний этап — тонкое покрытие мастичным лаком.

После завершения в 1964 году реставрации, хорошие результаты которой подтвердились, стали думать о том, как создать для картины среду с благоприятной влажностью воздуха. В результате длительного обсуждения стали склоняться к мысли создать необходимые для картины условия в особой витрине. Центральный институт технологии дерева в Дрездене занялся конструированием и испытанием подходящей для этих целей витрины.

С середины 1962 года картина, за исключением времени, когда над ней работали, хранилась в запаснике, где влажность воздуха была от 65 до 70 процентов, а температура 20-22 градуса. Так как за время после завершения реставрации — с апреля 1964 по август 1967 года — на картине не было обнаружено никаких отрицательных последствий от пребывания в таких условиях, это сочли подтверждением того, что доске для сохранения потребного ей баланса влажности нужна обстановка именно с таким режимом.

В течение трех лет, пока «Динарий кесаря» хранился сначала в реставрационной мастерской, затем в запаснике и далее в специальной временной витрине, не появилось никаких повреждений. Согласно всем прежним протоколам и заметкам это был необычно длительный для картины период покоя. Поэтому старые специалисты пришли к единодушному мнению, что витрина с встроенной аппаратурой полностью решит проблему.

Отныне картина выставлена в специальной «климатической» витрине, впервые за всю свою долгую историю находясь в постоянных температурно-влажностных условиях. Благодаря этому тополевое дерево остается неизменным, не расширяется и не сжимается, вследствие чего красочный слой на картине не вздувается и не приподымается. «Климатическая» витрина красива по форме, ее можно выставить в любом зале галереи.

Шедевр Тициана, который посетители Дрезденской картинной галереи в течение пяти лет тщетно искали глазами, 14 сентября 1967 года стал вновь доступен для обозрения. Весть о спасении бесценного произведения искусства вызвала всеобщую радость.

Дрезденские реставраторы добились громадного успеха в своей тяжелой, требовавшей тонкой интуиции и большого художественного мастерства работе по сохранению сокровища, созданного много сотен лет назад. Успешную реставрацию и консервацию «Динария кесаря» можно назвать реставраторским подвигом.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак