Живопись | «Классика»

April 3, 2013

Все началось в 1959 году с обычного газетного объявления. Управляющий наследством, распродавая имущество умершего, предлагал заодно купить и книги. В старых библиотеках искусствовед часто может обнаружить весьма интересные издания, и поэтому один из сотрудников Государственных художественных собраний Дрездена стал просматривать оставшиеся после умершего книги. И тут его взгляд упал на картину, которая скромно стояла в углу и в перечне реализуемого имущества оценивалась в 200 марок. Доктор Менцхаузен, директор Зеленого свода, внимательно рассмотрел небольшую, написанную на дубовой доске картину. Имени художника он найти не смог: картина была загрязнена, лак сильно потемнел. «По живописной манере это, должно быть, нидерландский художник. Картина стоит того, чтобы ее досконально исследовали, – подумал он. – Было бы хорошо, если бы картину посмотрела доктор Майер-Майнчель, хранитель Галереи старых мастеров, она специализируется по нидерландскому искусству и сделала в этой области некоторые открытия».

Доктора Майер-Майнчель не пришлось просить дважды. Ее опытный глаз сразу же подметил, что перед ней действительно произведение нидерландского мастера. Она договорилась с управляющим, что возьмет картину в реставрационную мастерскую и исследует ее. Результат быстро проведенного исследования был не только поразительным, но и весьма отрадным. После того как с картины удалили загрязненный лак, доктор Майер-Майнчель установила, что имеет дело с ранней картиной фламандского мастера, работавшего в 1600-1610 годах. «Стилистическое сравнение картины с картинами других мастеров того времени позволяет прийти к выводу, что это произведение Давида Винкебонса (1576-1632)», — заключила доктор Майер-Майнчель. Наконец, снимок в инфракрасных лучах позволил обнаружить в середине картины остатки прежней подписи — читалась только буква «В» и слово «fecit».

Начало было многообещающим. Но доктор Майер-Майнчель продолжала исследование. Она сравнила эту, теперь уже очищенную работу с авторским почерком других картин и пришла к твердому убеждению: картина принадлежит Давиду Винкебонсу. «Атрибуция основывается прежде всего на привлечении для сравнения картины «Лесной пейзаж» из собрания доктора Пермана в Стокгольме с изображением почти того же, но с другими оживляющими пейзаж фигурами, — сообщала доктор Майер-Майнчель. — Ту же композицию я встретила и в приписываемой Винкебонсу картине из собрания X.С. Лэнгфорда в Лондоне и в картине Винкебонса в Государственных музеях Берлина, которая сгорела в 1945 году».

Но и этого не было достаточно. Для окончательного включения картины в художественное собрание и внесения в каталог нужна полная уверенность в том, что ее принадлежность определена правильно. Уже одно только снятие загрязненного лака тотчас раскрыло всю тонкость живописного исполнения деталей. Чудесный пейзаж с густыми деревьями, в середине его светлый прорыв с видом на деревню, изображение фигур на переднем плане — все указывало на правильное определение происхождения картины. Однако окончательно авторство было признано только после того, как доктор Майер-Майнчель провела последнее исследование в Голландии. «Во время пребывания в Голландии в 1959 году я смогла проверить свои предположения в Бюро по документации фактов истории искусства в Гааге. Принадлежность картины Винкебонсу подтвердили доктор X. Герсон и доктор Гудлаугсон».

После долгих и сложных исследований, надежд и обретенной в конце концов уверенности Галерея старых мастеров пополнилась ценным произведением фламандского мастера, картиной, о значении которой ее старый владелец наверняка не мог и догадаться. Историю, начавшуюся с объявления в газете, можно было считать законченной. Для галереи эта находка была особенно ценной так же и потому, что другая картина, которая прежде приписывалась Давиду Винкебонсу, после столь же сложных исследований была признана не принадлежащей ему.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак