April 3, 2013
Все началось в 1959 году с обычного газетного объявления. Управляющий наследством, распродавая имущество умершего, предлагал заодно купить и книги. В старых библиотеках искусствовед часто может обнаружить весьма интересные издания, и поэтому один из сотрудников Государственных художественных собраний Дрездена стал просматривать оставшиеся после умершего книги. И тут его взгляд упал на картину, которая скромно стояла в углу и в перечне реализуемого имущества оценивалась в 200 марок. Доктор Менцхаузен, директор Зеленого свода, внимательно рассмотрел небольшую, написанную на дубовой доске картину. Имени художника он найти не смог: картина была загрязнена, лак сильно потемнел. «По живописной манере это, должно быть, нидерландский художник. Картина стоит того, чтобы ее досконально исследовали, – подумал он. – Было бы хорошо, если бы картину посмотрела доктор Майер-Майнчель, хранитель Галереи старых мастеров, она специализируется по нидерландскому искусству и сделала в этой области некоторые открытия».
Доктора Майер-Майнчель не пришлось просить дважды. Ее опытный глаз сразу же подметил, что перед ней действительно произведение нидерландского мастера. Она договорилась с управляющим, что возьмет картину в реставрационную мастерскую и исследует ее. Результат быстро проведенного исследования был не только поразительным, но и весьма отрадным. После того как с картины удалили загрязненный лак, доктор Майер-Майнчель установила, что имеет дело с ранней картиной фламандского мастера, работавшего в 1600-1610 годах. «Стилистическое сравнение картины с картинами других мастеров того времени позволяет прийти к выводу, что это произведение Давида Винкебонса (1576-1632)», — заключила доктор Майер-Майнчель. Наконец, снимок в инфракрасных лучах позволил обнаружить в середине картины остатки прежней подписи — читалась только буква «В» и слово «fecit».
Начало было многообещающим. Но доктор Майер-Майнчель продолжала исследование. Она сравнила эту, теперь уже очищенную работу с авторским почерком других картин и пришла к твердому убеждению: картина принадлежит Давиду Винкебонсу. «Атрибуция основывается прежде всего на привлечении для сравнения картины «Лесной пейзаж» из собрания доктора Пермана в Стокгольме с изображением почти того же, но с другими оживляющими пейзаж фигурами, — сообщала доктор Майер-Майнчель. — Ту же композицию я встретила и в приписываемой Винкебонсу картине из собрания X.С. Лэнгфорда в Лондоне и в картине Винкебонса в Государственных музеях Берлина, которая сгорела в 1945 году».
Но и этого не было достаточно. Для окончательного включения картины в художественное собрание и внесения в каталог нужна полная уверенность в том, что ее принадлежность определена правильно. Уже одно только снятие загрязненного лака тотчас раскрыло всю тонкость живописного исполнения деталей. Чудесный пейзаж с густыми деревьями, в середине его светлый прорыв с видом на деревню, изображение фигур на переднем плане — все указывало на правильное определение происхождения картины. Однако окончательно авторство было признано только после того, как доктор Майер-Майнчель провела последнее исследование в Голландии. «Во время пребывания в Голландии в 1959 году я смогла проверить свои предположения в Бюро по документации фактов истории искусства в Гааге. Принадлежность картины Винкебонсу подтвердили доктор X. Герсон и доктор Гудлаугсон».
После долгих и сложных исследований, надежд и обретенной в конце концов уверенности Галерея старых мастеров пополнилась ценным произведением фламандского мастера, картиной, о значении которой ее старый владелец наверняка не мог и догадаться. Историю, начавшуюся с объявления в газете, можно было считать законченной. Для галереи эта находка была особенно ценной так же и потому, что другая картина, которая прежде приписывалась Давиду Винкебонсу, после столь же сложных исследований была признана не принадлежащей ему.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак