April 2, 2013
12 марта 1946 года глава советской военной администрации земли Саксония издал приказ о создании в Дрездене Центрального музея. Комендант Дрездена передал немецкой гражданской администрации замок Пильниц, чтобы собрать в нем все спрятанные в разных местах произведения искусства и обеспечить широкой общественности возможность знакомиться с ними. Для немецких административных органов при царившей тогда неразберихе это была нелегкая задача, тем более, что, до того как Советская Армия взяла под свою охрану произведения искусства, немало их было расхищено. Следы, которые сразу же после крушения фашистского режима можно было бы обнаружить, постепенно терялись. Все же те, кому было поручено создать Пильницкий музей, страстно желали, чтобы каким-нибудь чудесным образом вдруг появились еще несколько исчезнувших картин.
Но чудес не бывает, и не такие были времена, чтобы рассчитывать на радостные известия. И все же однажды произошло нечто совершенно удивительное. Шел 1949 год, жизнь несколько нормализовалась, и немецкая администрация принимала все меры к развитию экономики. Сотрудники министерства народного образования земли Саксония стремились, насколько это от них зависело, скрасить жизнь тяжело работавших людей, предоставляя им возможность наслаждаться искусством. Поэтому они всегда рады были посетителям, которые могли обратить их внимание на новые возможности культурного строительства.
Посетитель, попросивший весной 1949 года принять его для личной беседы в отделе изобразительного искусства министерства народного образования, производил странное впечатление. Будучи страстным филателистом, рассказывал посетитель, он естественно, связан с продавцами марок, частенько часами рассматривает марки, которых у него нет и купить которые он не в состоянии. Он продолжал рассказывать о своем увлечении, а референт министерства Вайнхольц смотрела на него все более изумленными глазами. Наконец она сказала, что все это очень интересно, но она не занимается марками.
Потребовалось довольно много времени и немало терпения, пока Вайнхольц удалось выведать у филателиста, почему он, собственно, пришел. Заикаясь и робея, он, наконец, рассказал: побывав у одного из своих знакомых торговцев марками, он узнал, что там торгуют не только почтовыми марками, но и картинами.
Вайнхольц тотчас же насторожилась. Картины — совсем другое дело. О каких картинах он говорит? Не торгуют ли там картинами Дрезденской галереи? Это было бы ужасно. И теперь уж она не давала посетителю опомниться. Вопрос за вопросом, все становилось яснее и точнее. Любитель почтовых марок признался, что у него дружеские отношения с тем торговцем, и он долго колебался, прежде чем решился прийти в министерство. Однако, несмотря на дружбу, он не может взять на себя ответственность за то, что картины, которые, по его мнению, принадлежат Дрезденской галерее, будут тайно проданы на Запад. Кроме всего прочего, необходимо поспешить, потому что две картины на следующий день будут переправлены в Берлин, билет на поезд уже куплен.
После признания филателист облегченно вздохнул. Одновременно он весьма настоятельно, снова и снова просил считать его информацию совершенно секретной. Его имя ни в коем случае не должно упоминаться, у него нет ни малейшего желания иметь дело с полицией. Просьбу его приняли во внимание. Но вполне правдоподобное сообщение о спекуляции произведениями искусства требовало быстрых действий. Референт министерства народного образования без промедления связалась с уголовной полицией и сообщила о случившемся.
Несколько дней прошло в напряженном ожидании. Затем последовал телефонный звонок комиссара полиции: «Все в порядке». И вскоре сотрудники Пильницкого музея узнали о радостном событии. Они получили две ценнейшие картины Антониса Ван Дейка: «Портрет Томаса Парра» (Томас Парр — слуга фермера из английской глубинки, прославился тем, что якобы прожил 152 года) и «Апостол Симон». Обе картины были похищены. На несколько лет вор и его сообщники запрятали картины. Они хотели дождаться, пока все забудется, ведь это не простое дело — продать такие произведения искусства. Но когда пошли разговоры о том, что американцы очень охотно покупают художественные произведения и хорошо платят за них долларами, «Томаса Парра» собрались отправить в рискованное путешествие куда-нибудь подальше в США.
Однако так хорошо спланированная поездка закончилась в поезде возле Ризы, где благодаря показаниям филателиста торговец и укрыватель краденого были опознаны и уличены. В сетке для багажа лежали просто завернутые в бумагу обе картины Ван Дейка. Комиссар полиции арестовал торговца почтовыми марками и конфисковал картины. Позднее он подробно рассказал Вайнхольц об обыске в скором поезде Дрезден-Берлин, в результате которого картины Ван Дейка вернулись в галерею, а похититель пошел за решетку.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак