Живопись | «Классика»

April 2, 2013

В поисках похищенных во время Второй мировой войны картин Дрезденской галереи активно помогало население. 26 января 1966 года от секретаря отделения Союза культуры округа Песнек, Тюрингия, Шмица была получена телеграмма: «Картина 2,35X2,85 метра масло итальянский мастер 16 или 17 века Песнеке конфискована. Повреждена. Фотографии направлены спешной почтой». По его предположению, полотно относилось к числу пропавших сокровищ Дрезденской картинной галереи.

Шмиц сообщал, что он конфисковал картину 24 января 1966 года в крестьянском доме возле Нойштадта-на-Орле. Он просил направить из Дрездена специалиста «принять картину… В данном случае речь явно идет о похищении произведения искусства, потому что недавно к крестьянам, у которых находилась картина, приходили покупатели и советовали продать ее».

При тщательном исследовании, проведенном специалистом на месте, было установлено, что найдено действительно ценное произведение — «Геркулес в сетях прекрасной Омфалы». Его создал в 1670 году итальянский художник Лука Джордано (1632-1705).

20 апреля 1966 года из Песнека в Дрезден были присланы две дощечки, отломанные в 1945 году от рамы этой картины. Они дали много важного материала для доказательства подлинности находки. «Дощечки, — писал Шмиц, — принес мне некий Дрюберт. Этот человек, по его словам, вынес свернутое в трубку полотно из котельной замка Коспода возле Нойштадта и оставил его в крестьянском доме в Бургвице. В этом доме картина и находилась до того, как ее конфисковали».

Полотно оказалось в самом жалком состоянии. Его сложили посредине, а затем разорвали и половину прибили гвоздями к стенке над старым диваном. Кусок от второй половины, лежал на шкафу, а остаток поблизости. Двое очень старых людей даже и не подозревали, какую ценность представляла висевшая на стене часть полотна, которую они прозвали «наша голая госпожа». После конфискации Шмиц хранил все части картины в особой комнате музея в Песнеке, а 9 ноября 1966 года отправил их в реставрационную мастерскую Дрезденской картинной галереи.

Владельцем замка Коспода возле Нойштадта-на-Орле, в котельной которого в 1945 году нашли картину, был крупный капиталист Хирш. Кроме текстильных фабрик в Гере, Хирш владел большими земельными участками в Аргентине и занимался спекуляциями крупного масштаба за границей. Он мог позволить себе проводить летом несколько недель в замке Коспода. Когда американцы заняли Тюрингию, фабрикант остался там, но перед самым вступлением советских войск сбежал на Запад.

Не установлено, принадлежала ли картина хозяину замка или он только принял ее на хранение во время войны, поскольку замок в сельской местности представлял собой хорошую защиту от бомб. Последнее весьма возможно: во время войны в замке Коспода хранилось много мебели и других предметов обстановки замка Сансуси. Через некоторое время после окончания войны все это было в Сансуси возвращено. Однако хорошо известно, что картина Джордано, являясь ценнейшим экспонатом Дрезденской картинной галереи, не числится среди пропавших во время войны.

Это кажущееся противоречие легко объяснить, если сделать небольшой экскурс в прошлое. Одним из нелестных для истории Веймарской республики фактов была проведенная в 1924 году противоречащая интересам народа так называемая компенсация представителям немецких царствующих фамилий. Сброшенным с тронов Ноябрьской революцией 1918 года многочисленным королям, великим герцогам и всяким прочим владетельным особам за счет народа были предоставлены столь значительные имения и средства, что они сохранили возможность жить, как и прежде, не ведая никаких материальных забот.

Получив компенсацию, бывший король Саксонии Фридрих Август Последний и его семья оказались владельцами почти таких же богатств, какие у них были перед Ноябрьской революцией. 25 июня 1924 года между тогдашним министром-президентом Хельдтом – представителем вольного государства Саксония и представителем «бывшего короля Фридриха Августа Саксонского, одновременно выступающего в качестве главы официально зарегистрированной семейной корпорации дома Веттинов по Альбертинской линии» был заключен договор, согласно которому дом Веттинов становился обладателем значительных ценностей. Большинство депутатов саксонского ландтага проголосовало за утверждение договора, и он вступил в силу.

По саксонскому закону о «компенсации лицам королевской фамилии» им были определены весьма значительные денежные выплаты из различных фондов, земельные участки с большими усадьбами и лесом, а также замки Морицбург и Сибилленорт. Этот закон нанес немалый урон и Дрезденским художественным собраниям. Веттинцам были подарены в качестве «возмещения убытков» много ценных произведений искусства, в том числе из Картинной галереи — не менее 119 картин, пастелей и миниатюр. Кроме того, согласно пункту 5 договора, приложенного к закону о компенсации, веттинцам передавалось собрание эстампов и рисунков.

Все эти сокровища после Ноябрьской революции 1918 года должны были стать собственностью народа, который оплатил их столетиями тяжелого труда. Принятый в Саксонии закон отнял у народа принадлежащие ему по праву миллионные ценности, подарив их лишенному власти королевскому дому. Дрезденским художественным собраниям был нанесен большой урон — и не только материальный.

В число 119 произведений Картинной галереи, подаренных веттинцам, входило также и найденное в 1966 году полотно Луки Джордано «Геркулес в сетях прекрасной Омфалы». Из 14 картин Луки Джордано, находившихся в Дрезденской галерее, веттинцам была подарена еще одна — «Сусанна и старцы».

«Сусанна и старцы» Луки Джордано

«Сусанна и старцы» Луки Джордано

Каким же образом «Геркулес» попал в замок Коспода?

Фридрих Август и после того как его свергли с престола продолжал вести жизнь владетельного государя и тратил денег больше, чем имел. Поэтому ему приходилось изыскивать пути увеличения своих «слишком низких» доходов, искать выход из вечных денежных затруднений. Такую возможность давали произведения искусства, которые попали ему в руки благодаря закону о компенсации. Специалисты разъясняли Фридриху Августу ценность произведений искусства. Лишенный трона король увидел в продаже картин возможность избавиться от денежных затруднений и вскоре после получения компенсации известил членов королевской семьи о своем намерении продать ценные экземпляры.

Принц Генрих несколько лучше разбирался в искусстве и был, по-видимому, умнее своего отца и потому не соглашался с намеченной распродажей. Хотя и в весьма почтительной форме, однако совершенно недвусмысленно, он писал ему 25 декабря из Мюнхена: «Милый папа, ты знаешь, что я готов продать все, что возможно, лишь бы это не слишком подрывало наши традиции. Но существуют известные пределы для такого рода распродаж».

Принц Генрих счел необходимым написать своему августейшему отцу, потому что тот, несмотря на неоднократные возражения членов семейной корпорации, начал спешно распродавать переданные ему дрезденские сокровища. И хотя принц настоятельно внушал экс-королю, что тот пускает на ветер слишком много денег и что расходы на излишне величественный двор можно и должно уменьшить, чтобы сохранить сокровища искусства во имя традиций дома Веттинов, Фридрих Август не последовал совету сына и продолжал разбазаривать художественные произведения, которые, как это было с картинами Джордано, бесследно исчезали.

«Геркулес в сетях прекрасной Омфалы» Луки Джордано — картина, несомненно, весьма ценная. Однако знатоки искусства отдают предпочтение другому шедевру, который также передавался семейной корпорации дома Веттинов. Когда в Дрездене стало известно, что веттинцам отдают одно из величайших творений Рубенса — «Пьяный Геркулес», разразилась буря возмущения и протестов. Специалисты и любители искусства не могли понять, как можно подарить веттинцам неповторимую жемчужину Дрезденской галереи. Все единодушно считали, что семейная корпорация дома Веттинов должна возвратить галерее «Геркулеса».

«Пьяный Геркулес» Питера Рубенса

«Пьяный Геркулес» Питера Рубенса

После длительных переговоров представители дома Веттинов заявили о своей готовности сделать это, если получат удовлетворительное возмещение. И им дали требуемое возмещение — и весьма щедрое. 18 ноября 1926 года был заключен дополнительный договор к закону о компенсации, который подписали за Саксонское государство тогдашний министр-президент Хельдт, а за семейную корпорацию дома Веттинов принц Иоганн Георг и принц Эрнст Фридрих. В разделе II договора было оговорено:

«Государство обязуется передать в собственность корпорации дома Веттинов следующие картины:
1. Каналетто «Площадь св. Марка»
2. Каналетто «Дрезден с правого берега Эльбы»
3. Каналетто «Дрезден, вид с Нойштадта»
4. Вауверман «Соколиная охота»
5. Превитали «Мария с младенцем»,
за что корпорация дома Веттинов обязуется передать Культурному фонду право собственности на картину Рубенса «Пьяный Геркулес», которая по согласованному прежде решению оставалась во владении дома Веттинов.

Кроме того, государство согласно, чтобы Культурный фонд и корпорация дома Веттинов произвели обмен ранее полученной Веттинами картины Тенирса «Крестьяне играющие в кости» на картину того же автора «Курящие крестьяне». В заключение корпорация сделала «великодушное» заявление, что «она не будет предъявлять государству какие-либо требования, в частности относительно расходов по реставрации картины Рубенса».

Одна из трех картин Каналетто, подаренных семейной корпорации по дополнительному договору, была авторской копией, выполненной художником для оставшегося неизвестным заказчика, и изображала Дрезден с правого берега Эльбы выше моста Августа. Эта картина — одна из лучших дрезденских ведут Каналетто. В галерею она попала в 1778 году в числе более чем восьмидесяти картин из наследства бывшего старшего инспектора финансов Шпана, конфискованных в возмещение растраченных им казенных денег. Семейная корпорация дома Веттинов, получившая картину, «в компенсацию убытков», продала ее, как и другие дрезденские произведения искусства. Теперь это полотно находится в частном собрании богатого американца в Аттертоне (Калифорния).

«Дрезден с правого берега Эльбы» Каналетто

«Дрезден с правого берега Эльбы» Каналетто

Точно так же, как картины Дрезденской галереи, семейная корпорация Веттинов продала попавшее к ней собрание рисунков и эстампов. Веттинцы в 1940 году поручили фирме Бернера в Берлине продать коллекцию с аукциона, но не целиком, а каждый лист отдельно, рассчитывая выручить побольше денег. Однако аукцион не состоялся, потому что по указанию нацистов все собрание в целом было за твердо установленную цену 195 889 марок отдано для так называемого «музея фюрера» в Линце. Из письма принца Генриха мы знаем, что он оценивал собрание в 4 миллиона марок. В продажу поступила лишь небольшая часть рисунков, которая оценивалась в 69 760 марок. Так как собрание было закуплено, во исполнение «задания Линц» доктором Поссе — особоуполномоченным Гитлером, оно попало в Дрезден, после 1956 года стало собственностью Государственных художественных собраний и находится теперь там, где ему надлежало быть еще после Ноябрьской революции 1918 года, в дрезденском Гравюрном кабинете.

Только после освобождения Германии от фашистского господства рабочий класс и все прогрессивные силы немецкого народа довели до конца то, что не сделала Веймарская республика. При народном голосовании в Саксонии в 1946 году более 70 процентов населения проголосовали за конфискацию собственности нацистских и военных преступников. Были конфискованы владения всех крупных землевладельцев, и в 1948 году правительство земли Саксония взяло в свои руки имущество «семейной корпорации дома Веттинов по Альбертинской линии». Все, что веттинцы получили по саксонскому закону о «компенсации лицам королевской фамилии», стало собственностью народа — замок Морицбург и все другие замки, земли, поместья и леса и все собрания произведений искусства, которые в мае 1945 года находились или позднее были обнаружены на территории Германии. В число этих произведений входит и конфискованное в январе 1966 года в округе Песнек полотно Луки Джордано «Геркулес в сетях прекрасной Омфалы».

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак