April 1, 2013
Свою «Вирсавию» Рубенс писал, когда ему было пятьдесят восемь лет. Вершина жизни и успехов пройдена, но художник вновь полон творческих сил. Юная Елена Фоурмен, на которой он женился после того как долго не мог забыть покойную жену, подарила стареющему мастеру так много жизненных сил и юношеской свежести, что искусство его вступило в период нового расцвета. Он изобразил свою прекрасную супругу на многих картинах, в том числе и на картине «Вирсавия».
Через сто лет после поступления в Дрезденскую галерею картина была пробита пулей. Это произошло в Дрездене в мае 1849 года. Рана «Вирсавии» уже давно была залечена, когда эта прекрасная женщина снова была ранена в марте 1920 года при подавлении капповского путча.
13 марта 1920 года контрреволюция, руководимая юнкером Каппом и генералом Лютвицем, нанесла давно готовившийся удар, чтобы военной силой уничтожить Веймарскую республику. Руководители путча опирались на банды добровольческого корпуса. Путчисты заняли правительственные здания в Берлине и объявили правительство низложенным. Социал-демократы — имперский президент Эберт и министры — бежали из Берлина в Штутгарт.
Контрреволюционеры торжествовали. Они были уверены, что прочно взяли власть в свои руки. Путчисты рассчитывали на отсутствие единства рабочих партий, но рабочие партии и профсоюзы выступили на борьбу решительно и единым фронтом. Они совместно провозгласили всеобщую забастовку, трудящиеся единодушно последовали этому призыву, так что сразу же после начала контрреволюционного путча замерла вся хозяйственная жизнь, остановился транспорт.
Капповский путч, натолкнувшись на решительное сопротивление рабочего класса, провалился. Генералы рейхсвера, которые вначале поддерживали Каппа и Лютвица, увидев, что они терпят поражение, отошли от путчистов и вновь предоставили себя в распоряжение веймарского правительства, чтобы восстановить порядок и спокойствие, которые якобы были нарушены рабочими. Те же самые министры социал-демократы, которые 13 марта призывали рабочих к единству в борьбе против капповского путча, были снова заодно с генералами рейхсвера. Они активно помогали им в кровавом подавлении рабочих.
В Дрездене, как и в других городах Германии, существовала так называемая «гражданская самооборона», в которую входили враждебные революции представители буржуазии. Хотя «гражданской самообороной» руководили реакционеры, правительство Веймарской республики ее не только терпело, но и открыто поддерживало. В Дрездене участники «гражданской самообороны» занимали во время капповского путча весьма неясную позицию. Они вначале симпатизировали, как многие рейхсверовские генералы, контрреволюционерам, а после первых же их неудач выразили готовность выступить вместе с рейхсвером против рабочих. Поэтому отряды «гражданской самообороны» заняли здание телеграфа на Почтовой площади, заявив, что будут защищать его от бастующих рабочих.
15 марта десятки тысяч дрезденских рабочих, возвращаясь с собраний, на которых они приняли решение о забастовке, собрались на Почтовой площади, чтобы продемонстрировать свою решимость отстоять республику от путчистов. Рабочие не имели оружия; они требовали вывода частей рейхсвера из Дрездена и передачи всех общественных зданий под охрану вооруженных рабочих. Бастующие, которые не без основания подозревали, что телеграф служит центром связи сторонников капповского путча, требовали вывода из здания телеграфа отрядов «гражданской самообороны». Так как те не захотели покинуть здание телеграфа добровольно, то многотысячная толпа подошла к зданию и потребовала, чтобы им открыли ворота и выдали оружие. Ввиду угрозы со стороны громадной массы народа «гражданская самооборона» не посмела оказать сопротивления, и успех был достигнут без жертв. Рабочие захватили находившееся в здании телеграфа оружие. После занятия рабочими здания телеграфа командование рейхсвера направило против собравшихся на Почтовой площади вооруженные до зубов войска. Под прикрытием бронеавтомобилей солдаты направились к Театральной площади, заняли Цвингер и вступили в бой с рабочими.
Командование рейхсвера использовало Цвингер как исходную позицию, хотя они прекрасно понимали, что это причинит ущерб ценнейшему памятнику культуры. Картинная галерея, непосредственно примыкающая к Цвингеру, тем самым также подверглась опасности. От Цвингера части рейхсвера двинулись на Почтовую площадь и открыли стрельбу по невооруженной толпе. Рабочие, занявшие телеграф, стали обороняться. Они пустили в ход два пулемета, их пули попали в стены Цвингера, из которого рейхсверовцы обстреливали здание телеграфа. Пули залетали и в окна галереи. Так была ранена в голову «Вирсавия» Рубенса.
Инспектор галереи Андрес сообщал: «Вследствие имевшей вчера место революции со стрельбой на Почтовой площади и прилегающих к ней улицах сегодня в начале моего дежурства было установлено следующее повреждение. Залетевшая через окно пуля попала в картину — в волосы Вирсавии, пробив отверстие длиной в три и шириной в один сантиметр с небольшими отпадениями краски вокруг отверстия».
Это было сравнительно большое повреждение, которое заметно сразу, если смотреть на фотографию картины, сделанную после того, как в нее попала пуля. Теодор Краузе так замечательно произвел реставрацию, что рана на голове Вирсавии стала совершенно не видна. 27 марта 1920 года реставратор докладывал директору галереи о результате своей работы: «Отверстие в три с половиной сантиметра длиной и один сантиметр шириной с отпадениями краски вокруг него заложено с обратной стороны доски деревянной планкой соответствующей величины и проклеено спереди, входное отверстие пули заполнено кусочком дерева такого же размера и тщательно загрунтовано. На место утраченного красочного слоя нанесена соответствующая оригиналу краска, картина очищена от грязи и покрыта лаком». В тот же день директор галереи доктор Поссе докладывал министерству, что «картина целиком и полностью восстановлена».
С тех пор как «Вирсавия» Рубенса попала в Дрезденскую галерею, эта прекрасная женщина была дважды ранена. И оба раза ее раны залечивали так искусно, что красота картины не пострадала. Улыбка Вирсавии, ее прекрасное тело радуют нас так же, как и изумленный маленький негр, протягивающий ей любовное письмо. Пусть люди позаботятся о том, чтобы улыбка никогда не сходила с лица Вирсавии.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак