April 1, 2013
Семейная встреча в Нойхаузе была для царствующих домов Габсбургов и Веттинов великим событием, которое следовало отметить должным образом, в соответствии с традициями. Императрица Амалия, вдова австрийского императора Иосифа I, 24 мая 1737 года прибыла с громадной свитой в Нойхауз, чтобы встретиться со своей дочерью Марией Иозефой и ее супругом курфюрстом Саксонии Фридрихом Августом II, который, как и его отец Август Сильный, был в то же время польским королем. Празднества выходили за рамки семейного торжества. Кроме многочисленных детей курфюрста и курфюрстины и родственников в приличествующем им звании, присутствовали, конечно, граф Брюль, министры – граф Зульковский и граф Ваккербарт и, наконец, громадная свита дам и господ из обоих дворов. Платья дам были усыпаны драгоценными камнями, драгоценностями сверкали и их высокие парики. Господа соперничали в роскоши орденских звезд, драгоценных пряжек, пуговиц, шпаг, табакерок. Среди кринолинов дам виднелись роскошные юбки девочек, а нежным лицам знатных маленьких мальчиков в париках старались придать взрослый вид: малышей разодели в богатые платья и заставляли держаться очень прямо.
Действительно величественное зрелище представлялось взору того, кто мог наблюдать сиятельных гостей, в честь которых был выставлен почетный караул, а музыканты за украшенным дорогими коврами парапетом аркады исполняли подобающую музыку. Торжества обошлись не дешевле, чем свадьба габсбургской принцессы с веттинцем — наследником престола, которая стоила добрых четыре миллиона талеров. И следовало позаботиться о том, чтобы великолепное празднество было увековечено для потомства в роскошной картине. Поэтому Фридрих Август II поручил французу Луи де Сильвестру, который с 1716 по 1748 год был придворным живописцем саксонских курфюрстов, а с 1727 года еще и директором Академии в Дрездене, написать картину, которая возвела бы семейную встречу в ранг исторического события и сохранила ее на столетия в памяти подданных.
И, конечно, в соответствии с этим назначением картины нужно было выписать сверкающие на желто-золотом платье Марии Иозефы орден Золотой звезды с крестом и русский орден св. Екатерины, а на вышитом золотом серо-голубом камзоле Фридриха Августа II орден Золотого руна с ярко-красной лентой.
Для демонстрации этой роскоши художнику нужно было очень много пространства. Картина превосходит по размерам все произведения Рембрандта и Рубенса, Тициана и Рафаэля. Однако громадному полотну — 4,97X6,74 метра — выпала печальная и даже трагическая судьба.
Семилетняя война, принесшая людям столько несчастий и страданий, превратившая в пустыню и города и деревни, не обошла и картину Луи де Сильвестра. После поражения от русских войск под Кунерсдорфом 12 августа 1759 года пруссаки не смогли больше удерживать Дрезден, и австрийцы легко вытеснили слабый прусский гарнизон из столицы Саксонии. В июле 1760 года Фридрих II попытался вторично захватить Дрезден. 12 июля пруссаки окружили город и с 13 по 30 июля обстреливали его. Затем поражения прусской армии в Силезии вынудили их снять осаду, но город к тому времени представлял собой груду дымящихся развалин. 1478 горожан были убиты или ранены, разрушено 416 домов и 5 церквей, и среди них Кройцкирхе, развалины которой запечатлел Каналетто в картине 1765 года.
Инспектор галереи Иоганн Антон Ридель сообщает в своем дневнике, что каждый день гаубичные гранаты и пушечные ядра попадали в здание галереи на Юденхофе. Даже крупнокалиберные пушечные ядра не пробивали стен Фрауенкирхе и отскакивали, не нанося ей повреждений, но осколки все же залетали в здание галереи. Правда, возникавшие при этом пожары удавалось сейчас же тушить, но осколками гаубичных гранат были повреждены пять или шесть картин в галерее, не вывезенных в Кенигштайн, и среди них «Семейная встреча в Нойхаузе». Об этом в дневнике Риделя было записано: «Встреча в Нойхаузе» была уже порвана пруссаками прежде, когда она находилась в Голландском дворце, теперь же осколок гранаты увеличил повреждение».
Старые записи расходятся в указаниях местонахождения необычной картины Сильвестра. Согласно дневниковым записям Риделя, в 1760 году картина еще находилась в Дрездене. Но в 1929 году директор галереи доктор Поссе в своем «Полном перечне старых картин» утверждал, что «Семейная встреча в Нойхаузе» была уже в 1747 году отправлена во Францию. Вот эта запись: «Принцесса Мария Иозефа при помолвке с дофином взяла картину во Францию. Умирая столь рано (в марте 1767 года), она отказала картину своему брату Ксаверу. Поэтому картина в 1767 году была переправлена водным путем через Гамбург обратно в Дрезден, где в 1768 году ее основательно реставрировали».
Принцесса Мария Иозефа была одной из дочерей курфюрста Фридриха Августа II. 10 января 1747 года, в возрасте пятнадцати с половиной лет, она обвенчалась с наследником французского престола. Мужем ее стал внук того самого Станислава Лещинского, которого шведский король Карл XII посадил на польский трон, лишив права на польский престол Августа Сильного, деда Марии Иозефы. Трое сыновей Марии Иозефы были королями Франции: старший, Людовик XVI, во время Великой французской революции вместе с женой Марией Антуанеттой кончил свои дни на эшафоте, второй ее сын после падения Наполеона правил под именем Людовика XVIII, а третий, Карл X, унаследовал престол после смерти брата.
Между сообщением Риделя и изложением Поссе существует противоречие. Если бы «Семейная встреча в Нойхаузе» была в 1747 году вывезена в Париж и оставалась там до 1767 года, она не могла оказаться в 1760 году в Дрездене и быть поврежденной прусскими гранатами. Записи инспектора галереи Риделя заслуживают большего доверия, чем то, что через 170 лет записал Поссе. Поэтому надо полагать, что картину вывезли во Францию не к помолвке Марии Иозефы, а позже, как подарок.
Поездками из Дрездена в Париж и обратно путешествия громадной картины не окончились. Она каким-то образом попала в собственность принца Клеменса Венцеслава, одного из пятнадцати детей курфюрста Фридриха Августа и его жены Марии Иозефы. Клеменс Венцеслав (он родился в 1739 году) находился на австрийской службе и во время Семилетней войны, еще юношей, стал генерал-фельдмаршалом. В 1762 году в Варшаве он принял духовное звание и через несколько лет — в феврале 1768 года — стал архиепископом и курфюрстом Трира. С 1803 года он был, кроме того, и архиепископом в Аугсбурге. В написанном в 1808 году завещании, копия которого сохранилась, он указал, что оставляет «любимому брату, принцу Альбрехту, герцогу Саксен-Тешена большую картину с изображением святого семейства кисти Луки Джордано, что висит в моей спальне, а также картину встречи в Нойхаузе императрицы Амалии и польской королевской фамилии». Брат его Альбрехт, женатый на дочери Марии Терезии, был с 1765 года австрийским генерал-фельдмаршалом и жил в Вене. Клеменс Венцеслав умер в 1812 году, а его брат Альбрехт через десять лет, в возрасте 84 лет. Перевозилась ли «Семейная встреча в Нойхаузе» после смерти Клеменса Венцеслава, согласно его завещанию, в Вену, а после смерти Альбрехта обратно в Дрезден, из документов не видно.
Но во всяком случае установлено, что громадную картину неоднократно перевозили в то время, когда технических вспомогательных средств было еще мало, а дороги были трудны и опасны. И все же картина перенесла эти длительные путешествия и «залечила» повреждения, которые получила в Семилетней войне.
Приводя в порядок «Семейную встречу в Нойхаузе» Сильвестра, реставраторы и подозревать не могли, что через двести лет картине выпадет еще более тяжкая судьба. 13 февраля 1945 года англо-американская авиация совершила один за другим два налета, сбросив на Дрезден тысячи бомб. Были разрушены все исторические памятники этого города искусств. Среди них здание Картинной галереи в Цвингере. В галерее в то время оставались две картины, из-за необычно большого формата их не вывезли.
Фреска итальянского художника ученика Веронезе Франческо Монтемеццано (ок. 1540 — после 1602) «Сцена приема» украшала палаццо Регаццони в Сациле близ Порденоне, а затем была переведена на холст. В галерею она поступила по завещанию одного дрезденского бюргера. Эта картина (5,60X4,15 метра) в трагическую февральскую ночь висела на большой стене справа от лестницы при входе в галерею. Прикрепленная к стене деревянной обшивкой, она сравнительно благополучно перенесла бомбежку, хотя зал при входе в здание сильно пострадал. После восстановления здания галереи Земпера картину отреставрировали, и в день открытия, 3 июня 1956 года она висела на своем старом месте, так что зритель, входя по лестнице, видит ее первой.
Далеко не так удачно, как для фрески Монтемеццано, обернулось все в роковую ночь для второго оставшегося в галерее громадного полотна — «Семейная встреча в Нойхаузе». Эта картина до войны висела в переднем зале первого этажа, в котором, так же как в соседнем, были выставлены только произведения французских художников XVIII века.
«Семейная встреча в Нойхаузе» не была вывезена и укрыта. 13 февраля 1945 года эта картина, всеми покинутая, висела в Дрезденской галерее. Она осталась на своем месте потому, что из-за ее необычных размеров снять ее со стены мешали большие, можно сказать, непреодолимые технические трудности. Площадь стены, где висела картина, была больше площади пола. Не было ни технических средств (лестниц и т.д.), ни персонала, чтобы снять картину со стены.
Невозможно было и вынуть картину из рамы и намотать ее на специальный вал. Вследствие «тотальной мобилизации» отсутствовало самое необходимое — не было ни материала, ни рабочих рук. Тем более, когда дело касалось вопросов культуры, и поэтому изготовление деревянного вала затянулось надолго. Наконец, 12 февраля 1945 года вал доставили. Однако в галерее не было никого, кто мог бы вынуть картину из рамы и намотать ее на вал. Почти все сотрудники закрытой с августа 1939 года галереи были или призваны в армию или мобилизованы на военные работы.
13 февраля 1945 года во время воздушного налета деревянный вал лежал под картиной Сильвестра и догорал вместе с «Семейной встречей в Нойхаузе».
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак