Живопись | «Классика»

April 1, 2013

Восемь месяцев заседала следственная комиссия. Члены комиссии сидели с серьезными лицами и, наконец, подвели итог: за время своего правления любимец саксонского курфюрста Фридриха Августа II, всемогущий министр Брюль расхитил из государственных средств почти пять с половиной миллионов талеров. Разгульная жизнь премьер-министра была широко известна: все знали также, что Брюль повысил налоги и всяческие поборы и беззастенчиво, в своих личных интересах, грабил страну и народ. В шутку, но не без горечи, потихоньку говорили, что граф ухитрялся содрать налоги и подати даже с уличных нищих. Но кто мог осмелиться выступить против всемогущего вельможи.

5 октября 1763 года, через несколько месяцев после возвращения из Польши, покровитель Брюля курфюрст Фридрих Август II умер во время кутежа от апоплексического удара. Новый курфюрст Фридрих Кристиан не только потребовал, чтобы Брюль немедленно сложил с себя все полномочия, но тотчас же назначил комиссию для расследования преступлений графа. По материалам расследования Брюль наверняка был бы осужден и заключен в тюрьму, если бы не умер 28 октября 1763 года. Таким образом, почтенным членам комиссии удалось только записать, что бывший премьер-министр «присвоил из государственной кассы 4 731 456 талеров и растратил 579 697 талеров, взяв их под проценты и долговые обязательства. При тщательном обсуждении отчета комиссии на заседании Тайного совета было принято решение подать в апелляционный суд гражданский иск к наследникам графа Брюля и до решения дела наложить секвестр на его имущество».

Сумма, которую присвоил граф Брюль, почти в три раза превышает общую сумму в 1,9 миллиона талеров, уплаченную за 4000 полотен Картинной галереи, приобретенных с 1693 по 1763 год во время правления Августа Сильного и его преемника курфюрста Фридриха Августа II. В это число входят и высоко ценимые во всем мире картины кисти Каналетто.

Новый рынок Дрездена

Новый рынок Дрездена

Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто, родился в 1720 году в Венеции. Покинув в возрасте 26 лет родину, он в 1747 году прибыл в Дрезден и через год стал придворным живописцем курфюрста Фридриха Августа II. Он жил и писал свои картины в Дрездене с 1747 по 1758 год и с 1761 по 1767 год — семнадцать лет. С 1758 по 1761 год он работал при мюнхенском и венском дворах, где также создал немало выдающихся картин. В 1767 году художник навсегда покинул Дрезден и переселился в Варшаву, став придворным живописцем польского короля Станислава Августа Понятовского. В Варшаве Каналетто прожил тринадцать лет, до самой своей смерти в 1780 году. Придворный живописец польского короля создал двадцать четыре полотна с видами Варшавы, а также много пейзажей и картин на исторические сюжеты.

В Дрездене Каналетто получал от курфюрста в год 1750 талеров — много больше, чем другие художники. Но он обязан был ежемесячно поставлять курфюрсту по картине. Художник добросовестно выполнял взятое на себя обязательство, и так в Картинной галерее появились чудесные виды старого Дрездена, Пирны и ее окрестностей — тридцать шесть картин, из которых наиболее популярны ведуты (ландшафты или городские виды с точной передачей натуры) старого Дрездена, которые многое поведали нам о жизни в XVIII столетии. К их числу относятся «Двор Цвингера в Дрездене», «Новая рыночная площадь в Дрездене, вид с Юденхофа», два изображения Старой площади и виды на старый Дрезден с правого берега Эльбы ниже и выше моста Августа. На переднем плане одной из картин Каналетто запечатлел самого себя с альбомом в руках, рядом — придворных живописцев Дитриха и Тиле, а на некотором расстоянии, в тирольском костюме — Иозефа Фрелиха, придворного шута курфюрста.

Граф Брюль, могущественный премьер-министр Фридриха Августа II, постоянно заботился о том, чтобы придать больше пышности и великолепия саксонскому двору. Но расточительный любимец курфюрста непременно хотел иметь у себя все то, что было при дворе его повелителя. Граф Брюль содержал такой роскошный двор, какого не мог завести ни один из многочисленных немецких князей. Он весьма успешно конкурировал в этом со своим повелителем — курфюрстом одного из самых больших и богатых государств Германии. У Брюля было более 200 секретарей, камердинеров и других слуг, в его конюшнях содержалось 120 лошадей — на два десятка больше, чем в распоряжении курфюрста.

Вид Пирны со стороны Копица

Вид Пирны со стороны Копица

И нет ничего удивительного в том, что граф Брюль хотел видеть в своей картинной галерее точно такие же картины, как те, которые Каналетто писал для галереи курфюрста. Он потребовал от живописца, чтобы тот представлял ему реплики (авторские копии) почти всех картин, которые Каналетто делал для курфюрста, причем они должны были полностью, во всех деталях совпадать с оригиналом. С 1747 по 1755 год Каналетто написал для графа Брюля двадцать одну картину, среди них тринадцать видов Дрездена и восемь видов Пирны, так что в частной галерее графа, за немногими исключениями, были представлены авторские копии почти всех картин подготовленной для курфюрста серии. Тогда, как и теперь, было принято, чтобы реплики, и прежде всего, конечно, копии, были (чтобы затруднить фальсификацию), хотя бы на несколько сантиметров, но обязательно меньше оригинала. На
этом основании прежде считали, что брюлевские картины кисти Каналетто были меньшего формата, чем картины из серии курфюрста. Однако это неверно. В своей мании величия Брюль не позволял художнику писать картины в меньшем размере, чем для курфюрста.

Картинам Каналетто, которые он написал для Брюля, пришлось после смерти графа совершить большое путешествие по белу свету. История этих картин, их странствия и нынешнее местонахождение только недавно были до конца изучены польским специалистом по Каналетто профессором Стефаном Козакевичем.

Брюль договорился с Каналетто, что художник будет получать за каждую картину по 200 талеров. Однако премьер-министр не заплатил Каналетто ни одного талера. Когда Брюль в 1763 году умер, Каналетто потребовал от его наследников уплаты причитающейся суммы. Конечно, у художника были веские основания не предъявлять требований до смерти могущественного премьер-министра. Иск Каналетто признали совершенно законным, однако наследники графа платить не хотели. Так как Август Сильный и его сын Фридрих Август II дохозяйничались до того, что совершенно опустошили саксонскую казну, эти 4200 талеров не могли быть уплачены и государством. По этой причине выполненные Каналетто по заказу графа Брюля картины не попали в Дрезденскую галерею. Из двадцати одной брюлевской картины кисти Каналетто семь дрезденских ведут и восемь ведут Пирны купила в 1768 году императрица Екатерина II. В царской России эти картины находились в различных собраниях: в Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Алупкинском музее.

Рыночная площадь в Пирне

Рыночная площадь в Пирне

Профессор Козакевич полагает, что шесть написанных для Брюля картин, не купленных Екатериной II, были еще раньше проданы коллекционерам. «Можно также предположить, что художник получил обратно шесть своих картин как частичное возмещение по иску и позднее продал их. Козакевичу удалось установить, что пять из этих шести картин Каналетто «объявились в 1946 году в Лондоне при распродаже с аукциона фирмой «Кристи» собрания картин лорда Хилингдэна. Теперь они находятся в музее города Роли (США) и в частных собраниях в Турине и Мадриде».

Кроме написанных для графа Брюля реплик, Каналетто сделал также копии нескольких других картин для других заказчиков, но они были значительно меньшего формата и не составляли законченной серии.

Государственные художественные собрания Дрездена совместно с Национальным музеем в Варшаве организовали в конце 1963 года в Дрездене выставку дрезденских и варшавских картин Каналетто. Эта большая, международного масштаба выставка затем до апреля 1965 года экспонировалась в Варшаве и Кракове.

Летом 1965 года выставка была показана в Вене, здесь были добавлены картины венского и мюнхенского периодов. А через год она экспонировалась в Эссене на вилле Круппа «Хюгель». Устроители выставки на вилле «Хюгель» придавали большое значение тому, чтобы на выставке были показаны также произведения Каналетто из российских музеев. В Эссене были выставлены картины из Эрмитажа («Бывший крепостной ров в Дрездене», «Старый рынок в Дрездене, вид с Зеештрассе», «Кройцкирхе в Дрездене» и «Рынок в Нойштадте»), из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина («Старый рынок в Дрездене, вид с Шлоссштрассе», «Вид на Пирну с крепостью Зонненштайн», «Рыночная площадь в Пирне» и «Пирна, вид с крепости Зонненштайн»).

Двор Цвингера в Дрездене

Двор Цвингера в Дрездене

Граф Брюль обманул не только придворного живописца Каналетто, не уплатив ему за работу. Он вовсю использовал для удовлетворения своего тщеславия и других художников. За время своего правления он причинил стране большой ущерб. Преследуя личные цели, граф Брюль полностью разрушил внутреннее управление в стране и вовлек Саксонию в три войны с Пруссией.

Брюль и его курфюрст поставили Саксонию в экономическом отношении перед катастрофой. Саксония уже не была, как перед вступлением на престол Августа Сильного, одним из самых крупных и экономически развитых государств Германии, а находилась на столь низком уровне, какого она не знала за всю свою историю. Экономическое падение Саксонии повлияло на культурную и духовную жизнь. Не было денег, чтобы платить профессорам в университетах и учителям в школах. «Ученые стали покидать Саксонию, потому что им перестали выплачивать и так-то весьма скромное жалованье». То же самое можно сказать и о художниках.

Покинул Саксонию и Каналетто. Он переселился в Варшаву, где как придворный живописец польского короля получил возможность зарабатывать на жизнь, возможность, которой уже не было в Дрездене.

Верхняя иллюстрация: «Развалины Кройцкирхе в Дрездене».

Телеграм-канал «Классика»


Ормко. На нашей интернет-витрине представлены самолигирующие брекеты damon по оптимальным ценам.


ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак