Живопись | «Классика»

March 31, 2013

В теплый августовский день 1860 года среди служащих Дрезденской галереи царило волнение. Как доложить директору о том, что случилось в одном из залов, стены которого от пола до потолка завешаны картинами? Служащие окружили стоявший там мольберт и сокрушенно качали головами. Нет, с такой низостью они еще не встречались! Вот пришел и директор галереи, его сейчас же пропустили к мольберту. Но Юлиус Шнорр фон Карольсфельд только и мог, что покачать головой. Прекрасная «Кающаяся Магдалина», великолепно скопированная с картины итальянского живописца Помпео Джироламо Батони (1708-1787), обезображена отвратительным пятном. Копия погублена. Поиски виновника оказались тщетными. Бегали по всем залам, заглядывали в каждую комнату, и, наконец, фон Карольсфельд, вздыхая, записал 18 августа 1860 года в свой дневник:

«В галерее произошел неприятный случай. Испорчена купоросом недавно законченная живописцем Шраммом и уже проданная копия «Магдалины» Батони. Этот низкий, позорный поступок, несомненно, совершил какой-нибудь копиист; может быть, и удастся узнать, кто он. Пузырек, до половины наполненный купоросом, уже найден».

«Кающуюся Магдалину» Батони в XVIII и XIX веках копировали очень часто. Она попала в Дрезден вместе с двумя другими картинами того же художника: «Иоанн Креститель», парная к «Кающейся Магдалине», и «Изобразительные искусства». Все три картины были внесены в инвентарь галереи в 1754 году. В середине XVIII столетия «Кающаяся Магдалина» считалась одной из самых знаменитых и любимых публикой дрезденских картин. В течение столетий вкусы изменились. В XX веке «Кающуюся Магдалину» оценивали отнюдь не так высоко, как двумя столетиями раньше, но она по-прежнему принадлежала к числу самых ценных сокровищ Дрезденской галереи.

У этой картины своя весьма интересная история. Она оказалась в Дрездене перед самым началом Семилетней войны. В фондах тогдашней Картинной галереи находилась вторая «Кающаяся Магдалина», автором которой считали великого итальянского художника XVI века Корреджо. Четыре большие картины Корреджо — «Мадонна со св. Франциском», «Мадонна со св. Себастьяном», «Святая ночь» и «Мадонна со св. Георгием» принадлежат к самым ценным сокровищам Дрезденской картинной галереи. Они были куплены в 1746 году из галереи испытывавшего денежные затруднения герцога Моденского. Более поздние исследования показали, что приписываемая Корреджо «Кающаяся Магдалина», которая попала в Дрезден раньше картины Батони, является выполненной в XVII веке копией пропавшего оригинала великого итальянского мастера.

Курфюрст Саксонии Фридрих Август II особенно любил картины, подобные «Кающейся Магдалине». Он так высоко ценил эту вещь, что велел повесить ее в своих покоях. Однако курфюрсту недолго довелось любоваться прекрасной грешницей, ему пришлось сломя голову бежать из своего замка и из Дрездена. Премьер-министр граф Брюль втянул Саксонию в войну. Семь лет саксонцы страдали под оккупацией то пруссаков, то австрийцев.

Когда 29 августа 1756 года пруссаки вступили на территорию Саксонии, они не встретили почти никакого сопротивления со стороны саксонских войск. Виноват в этом был всемогущий граф Брюль, который в предшествовавшие войне годы клал себе в карман большую часть отведенных на армию денег и тратил их на свои прихоти. Многие саксонские полки существовали только на бумаге. Это привело к тому, что прусский король Фридрих II уже 9 сентября смог занять столицу Саксонии. Курфюрсту пришлось спешно покинуть Дрезден за два дня до занятия города прусскими войсками. Он вместе со своим премьер-министром Брюлем направился в военный лагерь возле Пирны, а оттуда в крепость Кенигштайн, которая в то время считалась неприступной. Однако уже 16 октября саксонская армия капитулировала, и Фридрих II предоставил своему саксонскому коллеге и его придворным возможность беспрепятственно добраться до Варшавы. Хотя бежавший из Дрездена курфюрст был одновременно и польским королем, эта страна оставалась в войне нейтральной. Как польский король саксонский курфюрст, который вплоть до окончания войны в 1763 году вел вместе с графом Брюлем в Варшаве роскошную жизнь, не предпринял абсолютно ничего, чтобы помочь Саксонии, в течение многих лет находившейся под чужеземной оккупацией. Он следовал примеру своего отца, Августа Сильного, который в начале XVIII века, во время развязанной им войны со шведами сидел в Варшаве и устраивал великолепные празднества, в то время как шведы грабили Саксонию.

Курфюрст и граф Брюль так торопились выехать из Дрездена, что не смогли даже поместить в безопасное место секретные государственные бумаги. Им пришла в голову мысль спрятать важнейшие из них в покоях остающейся в Дрездене курфюрстины Марии Иозефы. Брюлю, по особым обстоятельствам, тяжко было расставаться с секретным государственным архивом, а курфюрст тяжело переживал разлуку со своей любимой «Кающейся Магдалиной». Он приказал инспектору Картинной галереи Иоганну Готтфриду Риделю перенести картину в спальню курфюрстины. Марии Иозефе вручили ключи от галереи и от шкафов, в которых были сложены секретные документы.

Сразу же после вступления в Дрезден 9 сентября 1756 года Фридрих II узнал от своих соглядатаев при саксонском дворе, что секретный государственный архив находится в покоях курфюрстины. Так как прусский король рассчитывал найти там доказательства интриг графа Брюля, он потребовал от курфюрстины передачи государственных документов и доступа в ее апартаменты. Курфюрстина оказала энергичное сопротивление. Она встала перед дверью и категорически заявила, что всякий, кто решится войти в ее комнаты, пусть даже сам король, сможет сделать это, только убрав ее насильно и взломав дверь.

Фридрих II, как сообщают саксонские хроники, вел себя по отношению к Марии Иозефе весьма галантно, но в вопросе о саксонских секретных архивах был неумолим. Он приказал генералу Вилиху заставить курфюрстину выдать архив. И так как курфюрстина оказала прусскому генералу столь же ожесточенное сопротивление, как и королю, генерал Вилих в конце концов приказал прусским гренадерам оттащить ее и взломать дверь.

Фридрих II вошел в спальню Марии Иозефы и увидел там приписываемую Корреджо «Кающуюся Магдалину». Прусский король увидел также прекрасную грешницу Батони, и она ему так понравилась, что он поручил придворному саксонскому живописцу Христиану Вильгельму Эрнсту Дитриху сделать копию с картины. Для любознательного историка остается, однако, неясным, что искал и что делал прусский король в спальне саксонской курфюрстины, после того как уполномоченные им люди конфисковали секретные бумаги.

С 1756 года по 1759 год Дрезден был занят пруссаками, а потом, вплоть до конца Семилетней войны в 1763 году союзными Саксонии австрийцами. Во время оккупации Дрездена Фридрих II и его генералы неоднократно выражали желание посетить Картинную галерею. Всякий раз ставили в известность инспектора Риделя, и он получал у курфюрстины ключи от галереи, а после осмотра возвращал их. 22 декабря 1756 года прусский король попросил курфюрстину предоставить в его распоряжение «Кающуюся Магдалину» Батони для изготовления копии придворным живописцем Дитрихом. Картину перенесли в малую приемную, и там Дитрих снял с нее копию, но, по специальному указанию прусского короля, — без человеческого черепа, который был на оригинале. В марте 1757 года Ридель вручил копию прусскому королю в его дрезденской штаб-квартире, во дворце графа Брюля. Отсюда началось долгое путешествие этой копии «Кающейся Магдалины» Батони, первым пунктом которого был Берлин.

Во время оккупации большинство картин галереи многократно перевозили то из Дрездена в крепость Кенигштайн, то обратно. 23 июля 1760 года (Дрезден тогда был оккупирован австрийцами) инспектор Ридель, как он записал в своем дневнике, запаковал некоторые из оставшихся в Дрездене картин, среди них и находившуюся в спальне к тому времени умершей курфюрстины «Кающуюся Магдалину», и «вместе со всеми документами и инвентарной ведомостью доставил на корабле в Кенигштайн». В марте 1763 года, через месяц после окончания Семилетней войны, вместе с другими картинами вернулась в Дрезден и была вновь выставлена в здании «Конюшен» на Юденхофе, где тогда располагалась галерея, «Кающаяся Магдалина» Батони.

За более чем два столетия своего существования картине Батони удалось не претерпеть повреждений, подобных тем, что получила копия работы Шрамма. В 1923 году «Кающаяся Магдалина» попала на короткий срок в реставрационную мастерскую, где ее немного освежили. После того как искусные руки реставратора устранили вздутия и шелушение краски, картина вновь засияла во всей своей прежней красе.

Угроза для «Кающейся Магдалины» Батони, как и для копии «Кающейся Магдалины» Корреджо и для всех других сокровищ Дрезденской галереи, возникла в годы второй мировой войны. Уже 28 августа 1939 года, за три дня до нападения на Польшу, Дрезденская галерея была закрыта и картины сняты. Когда во второй половине 1942 года дрезденские сокровища отправляли на хранение в сорок пять замков и поместий в Саксонии, две наиболее значительные картины Батони — «Кающаяся Магдалина» и «Иоанн Креститель» попали вместе с другими 152 картинами галереи и художественными произведениями из Математико-физического салона в замок Милькель в округе Бауцен. Там они остались бы целы и невредимы, если бы нацистский гауляйтер и имперский наместник Мартин Мучман не приказал в начале февраля 1945 года перевезти все дрезденские произведения искусства, которые находились в хранилищах по восточному берегу Эльбы, в места, расположенные западнее Эльбы. Мучман предпочитал, как он заявлял, уничтожить сокровища искусства, чем допустить, чтобы они «попали в руки русских». Несмотря на возражения музейных работников, Мучман заставил их выполнить приказ, характерный для преступной политики нацистских главарей. Тем самым нацистский имперский наместник подверг огромному риску дрезденские сокровища, а часть погубил. Приказ Мучмана был не только преступным, но и бессмысленным. От хранилищ восточнее Эльбы до мест, где их предполагалось разместить, было 50-70 километров. Столько и даже больше проходили за день танковые части неудержимо продвигавшейся вперед Советской Армии. А мебельные фургоны, в которых везли картины, с трудом пробирались по дорогам восточной части Германии.

По приказу Мучмана хранившиеся в замке Милькель 154 картины Дрезденской галереи и произведения искусства из Математико-физического салона нужно было перевезти 13 февраля 1945 года в замок Шириц в округе Мейсен. Рабочих рук не хватало, и погрузка продолжалась гораздо дольше, чем было приказано. По свидетельству руководившего перевозкой картин реставратора Якоби отправились в эту несчастную поездку только в четыре часа дня. Согласно указанию нельзя было ехать ни через Бауцен, ни через Дрезден. Но из-за множества противотанковых заграждений и других препятствий транспорту никак не удавалось продвинуться вперед. Он двигался то туда, то сюда, и в конце концов вечером 13 февраля вновь оказался в Дрездене. Мебельный фургон поставили на Брюлевой террасе на берегу Эльбы, где он стал жертвой начавшегося в 21 час 20 минут англо-американского воздушного налета на Дрезден.

Фосфорные, зажигательные и фугасные бомбы не оставили от 154 ценнейших картин Дрезденской галереи ничего, кроме пепла, да и его огненный вихрь снес в Эльбу. Так печально завершилась полная превратностей история «Кающейся Магдалины» Батони. Другая «Кающаяся Магдалина», приписываемая Корреджо, которая, находясь в спальне курфюрстины, мечтала о лучших, мирных временах, также внесена в списки военных потерь. Картина входит в число тех экспонатов Дрезденской галереи, судьба которых до сих пор не выяснена. «Магдалину» похитили из хранилища раньше, чем Советская Армия разыскала это место и смогла обеспечить сохранность находившихся там произведений искусства.

Вместе с «Кающейся Магдалиной» Батони сгорела и парная ей картина «Иоанн Креститель», которая совершила ту же поездку за смертью — из замка Милькель в Дрезден. Лишь картина «Изобразительные искусства» пережила вторую мировую войну и выставлена во вновь отстроенной земперовской галерее в Цвингере.

Из многих копий, сделанных с «Кающейся Магдалины» Батони, немалое число сохранилось и до наших дней. Дрезденская галерея получала предложения купить некоторые из них взамен уничтоженного оригинала. Так, 20 сентября 1956 года некий Иозеф Хеллер писал из Вены дирекции Дрезденской галереи. «Из «Нойе иллюстрирте» от 13 августа 1955 года я узнал, что картина итальянского живописца Батони «Кающаяся Магдалина» сгорела в 1945 году при воздушном налете. Я, как вы можете убедиться из прилагаемых документов, являюсь владельцем великолепной копии, которая полностью соответствует сгоревшему оригиналу. Так как я намерен продать картину, прошу сообщить мне, не заинтересует ли она галерею».

Второе предложение пришло от жителя Бонна, который 3 февраля 1957 года писал обер-бургомистру Дрездена: «Я только что вернулся от своих старых знакомых, которые владеют картиной с изображением кающейся Магдалины. Это очень точная копия с оригинала Батони. Ее нужно только снова покрыть лаком и натянуть. По-моему, это музейная ценность, поскольку оригинала больше не существует. Таким путем, возможно, удастся оказать городу Дрездену и его знаменитой галерее ценную услугу».

31 мая 1957 года доктор Аренц из Бонна предложил галерее хорошую копию «Кающейся Магдалины» Батони, подписанную «по Батони, 1783 год». Господин Аренц писал: «Прилагаю фотографию копии и фотографию подписи. Прошу сообщить мне, вызывает ли это у вас интерес. Предварительное условие для продажи — оплата в западных марках. Поскольку пополнение Картинной галереи лежит в сфере общегерманских интересов, продажа картины не должна встретить никаких затруднений. Во всяком случае, я не знаю никакого закона, который препятствовал бы продаже картины на Восток».

По понятным причинам, все эти сделанные из лучших побуждений предложения были отклонены. Дрезденская картинная галерея выставляет только оригиналы и потому не может покупать копии.

Копию, которую написал саксонский придворный живописец Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих по заказу прусского короля Фридриха II, можно было начиная с 1773 года видеть в Голубой комнате Нового дворца в Сансуси. Эта копия, на которой Дитрих, по желанию Фридриха II, изобразил на месте черепа, подложенного под книгу, которую читает Магдалина, камень, к сожалению, также стала жертвой военных событий и в 1945 году пропала. К счастью, Государственные замки и сады Потсдам-Сансуси также имеют копию «Кающейся Магдалины» Батони. Ее написал в 1776 году в Дрезденской картинной галерее художник Иоганн Фридрих Вильгельм Бокк. На этой копии, в соответствии с оригиналом, книга Магдалины положена на череп.

Копия Бокка в 1793 году находилась в покоях Фридриха Вильгельма II, в берлинском городском замке, позднее попала на склад, а с 1945 года выставлена в Голубой комнате Нового дворца в Сансуси. Рядом с копией «Кающейся Магдалины» висит его же копия парной картины «Иоанн Креститель». Эту копию Бокк тоже сделал в 1776 году в Дрезденской галерее. Итак, обе весьма ценные картины Батони, пусть не в оригиналах, но все же в хорошо исполненных копиях сохранились в Германии для всего человечества.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак