March 31, 2013
В Дрезденской картинной галерее есть замечательная в своем роде картина Питера Пауля Рубенса (1577-1640), отличающаяся от других произведений великого фламандского мастера, на которых сверкающими красками выписаны брызжущие жизненной силой образы. «Старуха с жаровней» — так называется эта необычная картина, которая в течение долгого времени была загадкой для исследователей.
В древней мифологии огонь играл большую роль. Греческие мудрецы часто цитировали изречение: «Ты бери огонь смелее, от костра иль от свечи! Все равно он не чернеет, хоть сто тысяч раз тащи».
Старые мастера не раз включали огонь в сюжет своих произведений. Не только как образ стихии, которая может и принести благо, и произвести опустошения, но так же, как искру жизни, передаваемую от поколения к поколению. Эта мысль выражена у Рубенса в его «Старухе с жаровней». Мальчик — юное поколение — раздувает огонь жаровни, которую держит старая женщина, и пламя огня отбрасывает блики на лицо старухи.
Исследователи установили, что «Старуха с жаровней» — не самостоятельное художественное произведение, а часть большой картины, написанной около 1616 года на дубовой доске, от которой ее отпилили после смерти Рубенса. В течение долгого времени пытались установить, от какой из рубенсовских картин была отделена «Старуха с жаровней» и что послужило поводом для такого необычного действия.
Эти загадки разрешил бельгийский исследователь творчества Рубенса Макс Роозес, опубликовавший результаты своих исследований в конце XIX века. По его утверждению, Рубенс назвал написанную им около 1616 года картину «Венера, ищущая убежища в гроте». Содержание картины можно передать латинской поговоркой: «Sine Baccho et Сегеге friget Venus» — «Без Вакха и Цереры (то есть без вина и хлеба) Венера (любовь) мерзнет». На одной части картины Рубенс написал Венеру с Амуром и другими персонажами, а на другой (ее позднее отпилили) старую женщину с жаровней, мальчика, который, надув щеки, раздувает огонь, чтобы согреть озябшую Венеру, и юношу, подтаскивающего топливо. С этой картины, когда обе части еще были вместе, сделали копию, которая находится в Гаагском музее Маурицхейс. Эта копия, под старым правильным названием «Венера, ищущая убежища в гроте» сделана не Якобом Иордансом, как предполагали ранее, а одним из учеников Рубенса.
Вторая копия картины находилась в поместье некоего господина Руппертсхофен фон Боль возле Вараждина в Хорватии. В одном из ранних каталогов Гаагского музея данная копия объявлялась подлинником. Но вскоре выяснилась ошибочность этого утверждения.
Где же на самом деле оригинал? Королевский музей изящных искусств в Брюсселе располагает написанной на дереве картиной Рубенса под названием «Венера в кузнице Вулкана». На одной части картины изображены Венера, Амур и другие персонажи, точно так же, как на картине «Венера, ищущая убежища в гроте». Но на месте старой женщины с жаровней здесь добавлена новая часть, на которой изображен Вулкан, раздувающий в кузнице огонь, чтобы отогреть озябшую Венеру. Макс Роозес доказал, что часть, на которой изображена старая женщина с жаровней, около 1700 года отпилили от хранящейся в брюссельском музее картины Рубенса, и на ее место был искусно подставлен написанный в тех же размерах Вулкан. Но новая часть создана не Рубенсом. Он умер за шесть десятилетий до того, как в оригинал, в его прекрасную картину внесли поправки пилой.
«Венера в кузнице Вулкана» попала в брюссельский музей из частного собрания только в 1857 году. В дошедших до нас публикациях нет никаких сведений о том, по чьему поручению старую женщину с жаровней удалили из картины Рубенса. Возможно, богатому заказчику, для которого Рубенс создал это произведение, или кому-нибудь из более поздних знатных владельцев не понравилось, что прекрасная Венера находится в обществе простой старухи, или что богиню согревают люди из народа. Возможно, именно поэтому вместо старой женщины мерзнущую Венеру оделяет теплом Вулкан.
Как бы там ни было, но отпиленная от картины часть обладает столь высокими художественными достоинствами, что она, на наше счастье, сохранилась для потомков как самостоятельное произведение под названием «Старуха с жаровней». С середины XVIII столетия эта прекрасная картина находится в Дрезденской картинной галерее. В этом произведении Рубенс, как писал исследователь его творчества Герхард Эверс, достиг «металлической ясности, глубокой красочности, которая отличает картину, и уверенности, с которой выписаны напряженные и искаженные черты лица мальчика, раздувающего огонь; свет на кончике его носа представлен так, как будто это нечто материальное, словно оконное стекло, к которому можно прижаться носом. Под руками мальчика свет превращается во что-то твердое и пламенеющее, как раскаленное железо; мальчик движется в лучах пламени, как алхимик. Другие руки тоже охватывают очаг огня, словно не ищут в нем тепла, а производят заклинание».
И эту картину фашисты также обрекали на гибель. Вместе с сотнями других произведений в 1942 году была вывезена из Дрездена «Старуха с жаровней». После переездов с места на место она попала в Альбрехтсбург, а в конце апреля 1945 года оказалась в каменоломне в Покау-Ленгефельде, округ Мариенберг, недалеко от чехословацкой границы. Там она находилась с 28 апреля 1945 года вместе с десятками других ценных картин из галереи. Среди них были «Святое семейство» Андреа Мантеньи, «Динарий кесаря» Тициана, полотна Боттичелли, Карраччи, Каналетто, несколько картин Рембрандта. В сыром помещении известняковой шахты, в одном громадном ящике находились также многие работы «малых голландцев», почти все картины мастерской Дюрера и несколько произведений Лукаса Кранаха. Температура и влажность воздуха никак не регулировались, вода беспрестанно сочилась сквозь слой извести.
Командир команды СС, охранявшей сокровища искусства, приказал заминировать вход в шахту и взорвать ее, «как только русские приблизятся». Но когда советские войска стали подходить, эсэсовцы, переодевшись в гражданскую одежду, исчезли, а рабочие каменоломни не выполнили преступного приказа. Поскольку рядом находился склад оружия, вся известняковая гора взлетела бы на воздух, а вместе с ней и сокровища мировой культуры, в том числе «Старуха с жаровней» Рубенса. Подрывник разминировал вход в шахту, рабочие вскрыли ящик и при свете шахтерских ламп увидели стоящие в беспорядке картины. Предстали перед ними и улыбающееся лицо старой женщины с добрыми глазами, и мальчик с надутыми щеками. Краска на картине во многих местах вспучилась, это портило впечатление, но свет огня, излучаясь с картины Рубенса, подтверждал старую мудрость греков: «Все равно он не чернеет, хоть сто тысяч раз тащи».
Искусно восстановленная советскими реставраторами отпиленная часть картины «Венера, ищущая убежища в гроте» висит теперь в рубенсовском зале Дрезденской картинной галереи. «Старуха с жаровней» одна из самых любимых зрителями картин.
Телеграм-канал «Классика»
Новый порядок исключения компании из егрюл Export-Base ExportBase Эксопрт Бэйз.
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак