March 16, 2013
Первоклассная коллекция испанской живописи в Эрмитаже содержит произведения таких великих мастеров, как Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) и Франсиско Гойя (1746–1828). Мурильо — последний из великих испанских живописцев «золотого века» – был великолепным мастером религиозной и жанровой живописи. Особенно часто он писал разные варианты мадонн, а также в его картинах запечатлено множество различных детских образов. Франсиско Гойя — один из первых и самых ярких художников эпохи романтизма.
«Мальчик с собакой» Мурильо
Живость и непосредственность жанровой сценки особенно привлекательны в картине «Мальчик с собакой». Естественна реакция ребенка, обернувшегося и с ласковой улыбкой взглянувшего на увязавшуюся за ним собачку. Лаконичная по композиции, выдержанная в неярких и гармоничных тонах картина полна поэтического чувства. В ней нет идеализации, а иногда и слащавости, присущих ряду детских образов в поздних работах Мурильо.
«Освобождение апостола Петра из темницы» Мурильо
Это одна из одиннадцати картин с изображением сцен милосердия, исполненных художником для севильского госпиталя Ла Каридад. Несмотря на известную идеализацию образов (красивые, но ничуть не отражающие драматизма момента лица, почти балетная поза ангела), композиция четкая, сразу раскрывающая смысл сцены; виртуозно обыграны Мурильо светотеневые эффекты. В борьбе двух источников света (фонарь над головами уснувших стражников и сияние, исходящее от фигуры ангела) побеждает «божественный» свет. «Освобождение апостола Петра из темницы» относится к числу наиболее интересных поздних работ Мурильо в Эрмитаже.
«Портрет Антонии Сарате» Гойи
Художник изобразил молодую артистку, которую неоднократно видел в спектаклях мадридского театра дель Принсипе. Гойе был близок мир театра, не раз создавал он портреты актеров, в том числе доньи Антонии. Однако небольшой и интимный по характеру эрмитажный портрет ничем не выдает профессиональной принадлежности модели. Произведение исполнено художником, стремившимся запечатлеть прежде всего обаяние и красоту молодой женщины, раскрыть ее духовный мир. Очевидно, нелегкая судьба Антонии волновала Гойю. Вынужденная расстаться с мужем, больная туберкулезом, она умерла в возрасте 36 лет. Портрет исполнен незадолго до кончины артистки. Благодаря простоте и лаконичности композиции (фон темный нейтральный, отсутствуют не только аксессуары, но даже жест), главное внимание зрителя сосредоточивается на лице и глазах. Эти грустные и добрые глаза, кажущиеся еще более темными на светлом лице, мягко моделированном прозрачными тенями, влекут к себе и будят наше воображение, отражая скрытую за внешним спокойствием взволнованность и тревогу. Виртуозно, с характерной для Гойи свободой и легкостью написано не только лицо, но и струящиеся на свету ткани головного убора и прозрачный шарф, динамичными складками ниспадающий на грудь. Эти детали как бы дополняют образ, усиливая впечатление утонченности и изящества.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак