March 16, 2013
Камиль Коро (1796–1875) — французский художник и гравер. Успешный пейзажист Коро не был связан с барбизонской школой, но также внес значительный вклад в утверждение реалистического направления в живописи Франции. Влияние на становление художественного метода Коро оказало постоянное и непосредственное наблюдение художником за природой. Он писал жанровые картины, портреты, но особенно часто – полные тонкого лиризма и гармонии пейзажи (зал 321, Эрмитаж). В отличие от работ барбизонцев, пейзажи Коро не были слишком статичными.
В коллекции Эрмитажа несколько работ французского живописца: «Пейзаж с озером», «Деревья среди болота», «Пруд в лесной чаще», «Утро», «Вечер», «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса», «Пейзаж с мальчиком в белой рубашке». Все они дают представление об особенностях стиля мастера. Эти небольшие картины, запечатлевшие тихие и внешне непримечательные уголки природы, всегда поэтичны, эмоционально окрашены. Серовато-серебристая красочная гамма, использование разработанной Коро техники валеров (применяя сопоставление разных по светосиле пятен одного цвета, художник прибегал иногда к двум десяткам градаций), фиксация атмосферных явлений – дымки тумана, сумерек – придают особое очарование и неповторимую теплоту его произведениям.
В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве также есть несколько пейзажей художника: «Холмы с вереском у Вимутье», «Колокольня в Аржантейе (Дорога к церкви)», «Пруд в Виль д’Авре» и другие.
Еще одним активным борцом за реализм во французском искусстве был известный живописец Густав Курбе (1819–1877). Однако «Пейзаж с мертвой лошадью» (зал 321, Эрмитаж) – нехарактерная работа мастера (единственная в Эрмитаже), дающая слабое представление о его искусстве. Сюжет полотна непонятен и загадочен. В центре картины находится туша мертвой лошади, лежащей на обочине дороги, ведущей в лесную чащу. Если внимательно вглядеться в художественное произведение, то можно различить едва обозначенную фигуру человека, устремленную в глубь леса. Остается тайной — убил ли этот человек лошадь или стал свидетелем несчастья, случившегося с животным?
Современники Курбе отмечали смелость автора, с которой он сделал мертвую лошадь главным действующем персонажем картины, не боясь шокировать зрителей. Просто кредо художника было отображение правды жизни в любом ее проявлении.
Если представить «Пейзаж с мертвой лошадью» без погибшего животного и убегающего человека, то пейзажный фон не только не потеряется, а, наоборот впечатлит зрителя приятным сочетанием теплых зеленых оттенков.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак