March 11, 2013
Наряду с бытовой живописью, нидерландские художники XVI века сделали не меньший вклад в портретное искусство, которое уже существовало в предшествующее столетие, в частности, в творчестве Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и других. Хорошим образцом этого жанра является «Портрет мужчины с кольцами» кисти Якоба Класа ван Утрехта (около 1479-после 1525), работавшего в первой трети XVI века в Антверпене, а также в немецких городах Любеке и Штральзунде.
Портрет совсем не велик по размерам, скромен и прост, лишен внешних эффектов. Молодой человек некрасив, но в его осанке читается чувство собственного достоинства. С большой тщательностью переданы индивидуальные черты лица. Форма носа, разрез глаз, острый подбородок, длинные каштановые волосы, а также меховой воротник шубы и украшения на шее – все интересует художника и все он старательно фиксирует своей кистью.
Юноша держит в руках два золотых кольца – возможно, они обручальные, а портрет написан по случаю свадьбы, как это было принято в те времена. Слева, вверху, на темно-зеленоватом фоне, изображены гербы семейства, к которому принадлежал жених, а ниже – подпись художника и дата: Jacob Traiectensis 1524. Так обычно Якоб ван Утрехт подписывал свои картины. Вероятно, существовал парный портрет невесты. Композиция подтверждает такое предположение. Фигура юноши помещена не в центре, а слегка сдвинута в сторону и словно связана с кем-то, находящимся справа, – туда обращено лицо, повернутое в три четверти, туда направлен взгляд, туда протягивает молодой человек одно из колец.
«Портрет мужчины с гвоздикой» близкого Якобу ван Утрехту неизвестного портретиста начала XVI века и «Портрет духовного лица» Якоба ван Остзанена (около 1470 – около 1533) относятся к тому же типу картин.
Во второй и последней трети XVI века значительных успехов в портретной живописи добился Франс Поурбус Старший (1545–1581). Вместе с Антонисом Мором он стоял во главе портретистов своего времени и создал новую схему этого вида живописи, характерного для середины и второй половины XVI столетия. В отличие от небольших портретов предшествующей эпохи, когда подгрудные изображения были заключены в тесные обрамления, Поурбус пишет монументальные произведения, в которых чувствуется влияние ренессансных мастеров итальянской школы, в частности такого художника, как Тициан.
К подобного типа работам относится «Женский портрет» из собрания Эрмитажа. Фигура неизвестной дамы, выделяющаяся на нейтральном темно-оливковом фоне, показана до колен, в легком повороте влево. Широкое пространство фона сообщает всему изображению свободу и непринужденность. Тщательно выписаны детали одежды – белый чепец, воротник, манжеты, темно-коричневое, обшитое мехом платье, золотая цепь и кольца. Но эти детали изображены так, что не отвлекают внимание от главного – лица и рук, а лишь выделяют их. Глаза женщины устремлены на зрителя, сдержанная торжественность ее облика сочетается с только ей присущими особенностями. Умело переданы индивидуальные черты, даже некоторые свойства характера, а спокойная осанка подчеркивает чувство уверенности в себе.
Портрет является замечательным документом эпохи, так как не только фиксирует внешность человека, но и дает представление о значении и о положении его в обществе. Парный ему «Мужской портрет» работы Франса Поурбуса Старшего также находится в собрании Эрмитажа.
Широкое распространение портретной живописи в Нидерландах в XVI веке свидетельствовало о возросшем значении человеческой личности в жизни общества, о появлении гуманистических представлений о месте человека в мире. В это же время завершался процесс превращения художников из ремесленников, обезличенных в средние века, в свободных мастеров, с достоинством ставивших свою подпись на произведениях искусства. Правда, художники все еще объединялись в гильдии св. Луки, но последние становились организациями взаимопомощи, постепенно теряя свои функции, определившиеся еще в средневековье.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак