Живопись | «Классика»

March 11, 2013

Наряду с бытовой живописью, нидерландские художники XVI века сделали не меньший вклад в портретное искусство, которое уже существовало в предшествующее столетие, в частности, в творчестве Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и других. Хорошим образцом этого жанра является «Портрет мужчины с кольцами» кисти Якоба Класа ван Утрехта (около 1479-после 1525), работавшего в первой трети XVI века в Антверпене, а также в немецких городах Любеке и Штральзунде.

Портрет совсем не велик по размерам, скромен и прост, лишен внешних эффектов. Молодой человек некрасив, но в его осанке читается чувство собственного достоинства. С большой тщательностью переданы индивидуальные черты лица. Форма носа, разрез глаз, острый подбородок, длинные каштановые волосы, а также меховой воротник шубы и украшения на шее – все интересует художника и все он старательно фиксирует своей кистью.

Юноша держит в руках два золотых кольца – возможно, они обручальные, а портрет написан по случаю свадьбы, как это было принято в те времена. Слева, вверху, на темно-зеленоватом фоне, изображены гербы семейства, к которому принадлежал жених, а ниже – подпись художника и дата: Jacob Traiectensis 1524. Так обычно Якоб ван Утрехт подписывал свои картины. Вероятно, существовал парный портрет невесты. Композиция подтверждает такое предположение. Фигура юноши помещена не в центре, а слегка сдвинута в сторону и словно связана с кем-то, находящимся справа, – туда обращено лицо, повернутое в три четверти, туда направлен взгляд, туда протягивает молодой человек одно из колец.

«Портрет мужчины с гвоздикой» близкого Якобу ван Утрехту неизвестного портретиста начала XVI века и «Портрет духовного лица» Якоба ван Остзанена (около 1470 – около 1533) относятся к тому же типу картин.

Во второй и последней трети XVI века значительных успехов в портретной живописи добился Франс Поурбус Старший (1545–1581). Вместе с Антонисом Мором он стоял во главе портретистов своего времени и создал новую схему этого вида живописи, характерного для середины и второй половины XVI столетия. В отличие от небольших портретов предшествующей эпохи, когда подгрудные изображения были заключены в тесные обрамления, Поурбус пишет монументальные произведения, в которых чувствуется влияние ренессансных мастеров итальянской школы, в частности такого художника, как Тициан.

К подобного типа работам относится «Женский портрет» из собрания Эрмитажа. Фигура неизвестной дамы, выделяющаяся на нейтральном темно-оливковом фоне, показана до колен, в легком повороте влево. Широкое пространство фона сообщает всему изображению свободу и непринужденность. Тщательно выписаны детали одежды – белый чепец, воротник, манжеты, темно-коричневое, обшитое мехом платье, золотая цепь и кольца. Но эти детали изображены так, что не отвлекают внимание от главного – лица и рук, а лишь выделяют их. Глаза женщины устремлены на зрителя, сдержанная торжественность ее облика сочетается с только ей присущими особенностями. Умело переданы индивидуальные черты, даже некоторые свойства характера, а спокойная осанка подчеркивает чувство уверенности в себе.

Женский портрет

Женский портрет

Портрет является замечательным документом эпохи, так как не только фиксирует внешность человека, но и дает представление о значении и о положении его в обществе. Парный ему «Мужской портрет» работы Франса Поурбуса Старшего также находится в собрании Эрмитажа.

Мужской портрет

Мужской портрет

Широкое распространение портретной живописи в Нидерландах в XVI веке свидетельствовало о возросшем значении человеческой личности в жизни общества, о появлении гуманистических представлений о месте человека в мире. В это же время завершался процесс превращения художников из ремесленников, обезличенных в средние века, в свободных мастеров, с достоинством ставивших свою подпись на произведениях искусства. Правда, художники все еще объединялись в гильдии св. Луки, но последние становились организациями взаимопомощи, постепенно теряя свои функции, определившиеся еще в средневековье.

Опорно-двигательный аппарат
Специальные матрасы не только помогают избавлению от проблем с опорно-двигательным аппаратом, но и предотвращают их. Полезно использовать матрасы ортопедические кокос в любом возрасте: как детям, так и взрослым. Современный образ жизни, к сожалению, уже в юности приводит к остеохондрозу, который может мучить человека десятилетиями.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак