March 5, 2013
В конце XVI и начале XVII века в Нидерландах работал анонимный художник, условно названный в наши дни Мастером зимних пейзажей, так как большинство его картин изображает зиму. Были попытки отождествить его с Денисом Альслотом, малоизвестным нидерландским пейзажистом. Но гораздо правдоподобней другая гипотеза. Одна из картин Мастера зимних пейзажей имеет монограмму и выжженный на обороте знак антверпенской гильдии художников. Эта монограмма дала возможность считать автором картины антверпенского мастера Гейсбрехта Лейтенса (около 1586–1656).
В «Зимнем пейзаже» из собрания Эрмитажа изображен уголок голландской природы: убогие хижины под развесистыми деревьями, покрытая льдом земля и фигурки людей, занятых повседневным трудом. Художник сумел увидеть красоту обыкновенного пасмурного вечера, когда у горизонта розовеют последние лучи заходящего солнца, деревья отбрасывают длинные тени, а от замерзшей поверхности земли веет холодом. Живописец увидел красоту покрытых инеем ветвей, сплетающихся в затейливый узор и окутанных морозным воздухом.
Не расчленяя пейзаж на планы, как это делали предшествующие художники, Мастер зимних пейзажей строит пространство картины естественно и целостно, чему способствует умело использованная воздушная перспектива: предметы теряют четкость очертаний и как бы растворяются во влажном воздухе по мере удаления от первого плана.
Проблема атмосферы, взаимодействия пространства, света и воздуха – все волновало художника. Небо занимает более половины картины – живописец стремился подчеркнуть взаимосвязь его с землей. Человеческие фигурки, населяющие пейзаж, неразрывно связаны с природой, составляют ее органическую часть. Яркие пятна их одежд вносят оживление в однообразную тональность картины. Строя колорит на сочетании нежных голубовато-серых и розовых тонов, художник проявил большое живописное мастерство. Он писал тонким жидким слоем краски, пользовался то легкими и прозрачными лессировками, то густыми мазками, когда подчеркивал отдельные предметы. Иногда сквозь живописный слой просвечивает светлый грунт.
Гейсбрехт Лейтенс во многих отношениях предвосхитил достижения голландских художников XVII столетия, и не только он один. Без основы, заложенной в XVI веке, невозможен был бы блестящий расцвет искусства последующей эпохи. Нидерландские художники начали разработку реалистических жанров – портретного, бытового, пейзажа и натюрморта, – окончательно сформировавшихся в XVII веке. Они создали первые групповые портреты, предвосхитив расцвет этого жанра в творчестве Хальса и Рембрандта, и достигли больших успехов в рисунке, композиции, построении пространства, усовершенствовали технику живописи. И самое главное – они решительно обратились к действительности.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак