Живопись | «Классика»

March 4, 2013

На унылом фоне позднего нидерландского романизма отрадным явлением кажется пейзажная живопись. Правда, за исключением Питера Брейгеля Старшего, в этой области не было великих художников. Тем не менее пейзаж стал одним из самых популярных и широко распространенных жанров конца XVI века в Нидерландах. Живописцев, обратившихся к природе, было много, каждый старался найти в ней нечто свое. Одни посвятили себя изображению гор, другие писали море, третьи – лес, четвертые – деревенские и городские улицы. Различные времена года становятся специальной темой пейзажных картин. Складываются типы архитектурного пейзажа и марины. Отсюда чрезвычайная сложность развития этого жанра живописи.

Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607) в «Пейзаже с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах» искусно передал особенности разных пород деревьев, своеобразную игру света и тени в лесных зарослях и сумел создать ощущение лесной чащи. На первом плане изображен эпизод античного мифа о Латоне, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия: ликийские крестьяне, не давшие Латоне напиться, превращаются в лягушек, наказанные за свою жадность разгневанным Юпитером. Фигуры крестьян и Латоны, служащие для оживления пейзажа, написаны, вероятно, другим художником, сотрудничавшим с Конинкслоо,– Хендриком де Клерком.

Гиллис ван Конинкслоо, эмигрировавший во время нидерландской революции во Франкенталь, а затем обосновавшийся в Амстердаме, – одна из центральных фигур нидерландской пейзажной живописи конца XVI века. Новшеством в творчестве Конинкслоо является большая, чем у его современников, конкретность пейзажа: он словно вводит зрителя в глубину леса, тогда как обычно нидерландские художники изображали природу издали, с высокой точки зрения, как бы со стороны.

Многочисленные горные пейзажи писал антверпенский мастер Иос де Момпер (1554–1635). Они открывают нашему взору нагромождение скал, уходящих в небо, бескрайние равнины с текущими по ним реками, широкое облачное небо. Фантастические по общему замыслу, в деталях эти пейзажи очень конкретны и правдиво передают те или иные подробности горной природы (например, «Скалистый пейзаж с водопадом»). В некоторых картинах Иос де Момпер делает попытку преодолеть условность трехпланового построения пространства и создать естественное ощущение воздушности.

Горный пейзаж с упавшим ослом

Горный пейзаж с упавшим ослом

Рулант Саверей (около 1577–1639) специализировался на изображении гор. Его картины сложны по построению, перегружены деталями и тем не менее передают специфику горной природы. В Эрмитаже довольно много работ Саверея. К числу лучших относится «Пейзаж со св. Иеронимом». Написанный на медной пластине, он поражает глянцевым блеском ярких красок и тонким, тщательно разработанным рисунком. В композиции картины можно обнаружить черты, присущие «космическим» пейзажам, появившимся в начале века: высокую линию горизонта, пространство, члененное на планы, огромное количество подробностей. Среди гор, скал, деревьев, животных, птиц совершенно теряется крохотная фигурка св. Иеронима в правом нижнем углу картины.

Тирольский пейзаж (Бегство в Египет)

Тирольский пейзаж (Бегство в Египет)

Керстиан де Кейнинк (около 1560 – около 1635) также связан с традициями «космического» пейзажа. Он создавал в своих картинах фантастический мир, где сочетаются диковинные постройки, экзотическая растительность, горы, моря. Он пытался передать солнечные лучи и облака на небе, движение водной стихии. Всегда на первом плане его картин развертывается либо мифологический, либо библейский сюжет («Пейзаж с Товием и ангелом», «Содом и Гоморра», «Пожар Трои», «Фортуна»). Сочная живопись, свободный, беглый мазок, богатая фантазия отличают произведения Кейнинка.

Пейзаж с Товием и ангелом

Пейзаж с Товием и ангелом

Лукас ван Фалькенборх (около 1530–1597), а также Давид Финкбонс (1578–1629) развивали традиции Питера Брейгеля Старшего. Обычно их картины включают изображение природы и бытовые сценки («Деревенский праздник» Лукаса ван Фалькенборха); если же рассматривать их творчество в развитии, то заметна эволюция от фантастических пейзажей к более конкретным. Сужается точка зрения этих художников на мир, объектом внимания становятся небольшие уголки природы («Охотники в лесу» Давида Финкбонса), а изображение быта приобретает большую естественность. Однако известная условность пейзажа сохранилась у всех этих мастеров. Они лишь подготовили новое понимание мира, которое проявилось в голландском реалистическом пейзаже XVII века.

Деревенский праздник

Деревенский праздник

Телеграм-канал «Классика»


Прайс лист на продажу б у опалубки.


ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак