March 4, 2013
На унылом фоне позднего нидерландского романизма отрадным явлением кажется пейзажная живопись. Правда, за исключением Питера Брейгеля Старшего, в этой области не было великих художников. Тем не менее пейзаж стал одним из самых популярных и широко распространенных жанров конца XVI века в Нидерландах. Живописцев, обратившихся к природе, было много, каждый старался найти в ней нечто свое. Одни посвятили себя изображению гор, другие писали море, третьи – лес, четвертые – деревенские и городские улицы. Различные времена года становятся специальной темой пейзажных картин. Складываются типы архитектурного пейзажа и марины. Отсюда чрезвычайная сложность развития этого жанра живописи.
Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607) в «Пейзаже с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах» искусно передал особенности разных пород деревьев, своеобразную игру света и тени в лесных зарослях и сумел создать ощущение лесной чащи. На первом плане изображен эпизод античного мифа о Латоне, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия: ликийские крестьяне, не давшие Латоне напиться, превращаются в лягушек, наказанные за свою жадность разгневанным Юпитером. Фигуры крестьян и Латоны, служащие для оживления пейзажа, написаны, вероятно, другим художником, сотрудничавшим с Конинкслоо,– Хендриком де Клерком.
Гиллис ван Конинкслоо, эмигрировавший во время нидерландской революции во Франкенталь, а затем обосновавшийся в Амстердаме, – одна из центральных фигур нидерландской пейзажной живописи конца XVI века. Новшеством в творчестве Конинкслоо является большая, чем у его современников, конкретность пейзажа: он словно вводит зрителя в глубину леса, тогда как обычно нидерландские художники изображали природу издали, с высокой точки зрения, как бы со стороны.
Многочисленные горные пейзажи писал антверпенский мастер Иос де Момпер (1554–1635). Они открывают нашему взору нагромождение скал, уходящих в небо, бескрайние равнины с текущими по ним реками, широкое облачное небо. Фантастические по общему замыслу, в деталях эти пейзажи очень конкретны и правдиво передают те или иные подробности горной природы (например, «Скалистый пейзаж с водопадом»). В некоторых картинах Иос де Момпер делает попытку преодолеть условность трехпланового построения пространства и создать естественное ощущение воздушности.
Рулант Саверей (около 1577–1639) специализировался на изображении гор. Его картины сложны по построению, перегружены деталями и тем не менее передают специфику горной природы. В Эрмитаже довольно много работ Саверея. К числу лучших относится «Пейзаж со св. Иеронимом». Написанный на медной пластине, он поражает глянцевым блеском ярких красок и тонким, тщательно разработанным рисунком. В композиции картины можно обнаружить черты, присущие «космическим» пейзажам, появившимся в начале века: высокую линию горизонта, пространство, члененное на планы, огромное количество подробностей. Среди гор, скал, деревьев, животных, птиц совершенно теряется крохотная фигурка св. Иеронима в правом нижнем углу картины.
Керстиан де Кейнинк (около 1560 – около 1635) также связан с традициями «космического» пейзажа. Он создавал в своих картинах фантастический мир, где сочетаются диковинные постройки, экзотическая растительность, горы, моря. Он пытался передать солнечные лучи и облака на небе, движение водной стихии. Всегда на первом плане его картин развертывается либо мифологический, либо библейский сюжет («Пейзаж с Товием и ангелом», «Содом и Гоморра», «Пожар Трои», «Фортуна»). Сочная живопись, свободный, беглый мазок, богатая фантазия отличают произведения Кейнинка.
Лукас ван Фалькенборх (около 1530–1597), а также Давид Финкбонс (1578–1629) развивали традиции Питера Брейгеля Старшего. Обычно их картины включают изображение природы и бытовые сценки («Деревенский праздник» Лукаса ван Фалькенборха); если же рассматривать их творчество в развитии, то заметна эволюция от фантастических пейзажей к более конкретным. Сужается точка зрения этих художников на мир, объектом внимания становятся небольшие уголки природы («Охотники в лесу» Давида Финкбонса), а изображение быта приобретает большую естественность. Однако известная условность пейзажа сохранилась у всех этих мастеров. Они лишь подготовили новое понимание мира, которое проявилось в голландском реалистическом пейзаже XVII века.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак