March 4, 2013
Творчество Питера Брейгеля Старшего и художников его круга, а также портретистов свидетельствует о демократизации искусства, вызванной распространением идей нидерландской революции. В противоположность им художники позднего романизма шли по иному пути. Самый крупный из них – антверпенец Франс Флорис (около 1520–1570) – несколько лет провел в Италии, изучал творчество Микеланджело, Тинторетто и их последователей. Пораженный величием искусства итальянских мастеров, Флорис пытался выработать свой собственный монументальный стиль. Он писал картины больших размеров, наполняя их мощными фигурами мифологических и библейских героев.
Однако понять гуманистический смысл творчества Микеланджело Флорис не смог. Религиозные и аллегорические темы трактованы им в духе итальянского маньеризма. Они условны, эклектичны, далеки от действительности. Безуспешные попытки Флориса создать собственный монументальный стиль были реализованы лишь много лет спустя Рубенсом, в XVII веке, в совершенно других исторических условиях, на другой мировоззренческой основе. Тем не менее Франс Флорис пользовался очень большой популярностью в Антверпене, имел многих учеников, последователей и почитателей. В Эрмитаже хранится несколько произведений этого мастера.
Картина «Суд Париса» написана виртуозно, но вялая по цвету, сухая по рисунку. Идеализированные и манерные обнаженные фигуры античных богов выдвинуты на первый план. Их удлиненные пропорции, сложные повороты и изгибы весьма условны. Резко противопоставлены коричневые мужские и белые женские тела.
Те же черты характеризуют и «Милосердие», сложную и малопонятную непосвященному зрителю аллегорию, или большую картину «Лот с дочерьми» на библейскую тему. В последней, правда, привлекает внимание великолепно написанный художником натюрморт. Первый историк нидерландского искусства Карел ван Мандер в «Книге о художниках» (1604) рассказывает, что Франс Флорис нередко создавал этюды голов и ставил их в мастерской в качестве образцов для своих помощников. Эти головы включались затем в большие живописные композиции. Существует мнение, что лишь подобные этюды дают подлинное представление о собственноручном творчестве Флориса, так как загруженный заказами художник не успевал все делать сам и поручал основную работу над большими композициями многочисленным ученикам.
По-видимому, «Этюд женской головы» из собрания Эрмитажа является картиной такого рода, хотя установить композицию, в которой он был использован, пока не удалось. Этот этюд отличается мастерством исполнения, тщательной лепкой и точной моделировкой форм лица, а также тонкостью колорита. Флорис изобразил молодую женщину в богатой модной одежде. Детально законченная в освещенных частях ткань в тени написана почти эскизно. Вьющиеся золотистые пряди волос увиты жемчугом и уложены в затейливую прическу. Голова сильно повернута влево и склонена, как будто молодая женщина рассматривает нечто за пределами картины. Поворот головы, выражение лица, положение фигуры, ограниченное рамой,– все подтверждает, что этюд задуман как часть какой-то большой композиции.
Ученик Франса Флориса Мартин де Фос (1531/32–1603) с еще большей последовательностью шел по пути подражания итальянскому искусству. Он путешествовал по Италии, побывал в Риме, Флоренции, Венеции, испытал влияние Тинторетто. Количество написанных им картин чрезвычайно велико. Подобно Флорису, Фос стремился к созданию больших по размеру, монументальных произведений. Такова его «Аллегория Мира и Правосудия» из коллекции Эрмитажа. Крупные фигуры, изображенные в торжественных позах, яркие, сочные краски, строго продуманная композиция являются особенностями искусства Фоса. Содержание картины раскрывается с помощью символических атрибутов. Правосудие держит меч, ангел венчает его короной. Около фигуры, олицетворяющей Мир, реет в воздухе голубь, в руках обнаженного младенца оливковая ветвь. Пашущий крестьянин (в глубине, на втором плане) символизирует мирный труд.
Тема Мира и Правосудия была популярна в XVI веке в годы нидерландской революции и войны с испанцами. Она встречается как в живописи, так и в графике Нидерландов. Кроме того, подобные аллегорические темы разыгрывались на театральной сцене в виде живых картин и изображались актерами во время праздников или торжественных въездов коронованных особ в нидерландские города.
Франс Флорис и Мартин де Фос были представителями официального искусства. Они примыкали к консервативному течению в нидерландской живописи. Религиозное и аллегорическое содержание их картин строго соответствовало основным догмам католицизма. Оба они пользовались большим влиянием в Антверпене и имели крупные мастерские, в которых шло массовое производство произведений искусства.
Мартин де Фос, будучи деканом гильдии антверпенских художников – гильдии св. Луки, – сосредоточивал в своих руках основные заказы. Мастерская Фоса превратилась в своеобразное коммерческое предприятие, которое выпускало картины и гравюры, распространявшиеся по стране и за границей. Впоследствии опыт Фоса в организации и руководстве мастерской использовал Рубенс.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак