Живопись | «Классика»

March 4, 2013

Творчество Питера Брейгеля Старшего и художников его круга, а также портретистов свидетельствует о демократизации искусства, вызванной распространением идей нидерландской революции. В противоположность им художники позднего романизма шли по иному пути. Самый крупный из них – антверпенец Франс Флорис (около 1520–1570) – несколько лет провел в Италии, изучал творчество Микеланджело, Тинторетто и их последователей. Пораженный величием искусства итальянских мастеров, Флорис пытался выработать свой собственный монументальный стиль. Он писал картины больших размеров, наполняя их мощными фигурами мифологических и библейских героев.

Однако понять гуманистический смысл творчества Микеланджело Флорис не смог. Религиозные и аллегорические темы трактованы им в духе итальянского маньеризма. Они условны, эклектичны, далеки от действительности. Безуспешные попытки Флориса создать собственный монументальный стиль были реализованы лишь много лет спустя Рубенсом, в XVII веке, в совершенно других исторических условиях, на другой мировоззренческой основе. Тем не менее Франс Флорис пользовался очень большой популярностью в Антверпене, имел многих учеников, последователей и почитателей. В Эрмитаже хранится несколько произведений этого мастера.

Картина «Суд Париса» написана виртуозно, но вялая по цвету, сухая по рисунку. Идеализированные и манерные обнаженные фигуры античных богов выдвинуты на первый план. Их удлиненные пропорции, сложные повороты и изгибы весьма условны. Резко противопоставлены коричневые мужские и белые женские тела.

Те же черты характеризуют и «Милосердие», сложную и малопонятную непосвященному зрителю аллегорию, или большую картину «Лот с дочерьми» на библейскую тему. В последней, правда, привлекает внимание великолепно написанный художником натюрморт. Первый историк нидерландского искусства Карел ван Мандер в «Книге о художниках» (1604) рассказывает, что Франс Флорис нередко создавал этюды голов и ставил их в мастерской в качестве образцов для своих помощников. Эти головы включались затем в большие живописные композиции. Существует мнение, что лишь подобные этюды дают подлинное представление о собственноручном творчестве Флориса, так как загруженный заказами художник не успевал все делать сам и поручал основную работу над большими композициями многочисленным ученикам.

Милосердие

Милосердие

По-видимому, «Этюд женской головы» из собрания Эрмитажа является картиной такого рода, хотя установить композицию, в которой он был использован, пока не удалось. Этот этюд отличается мастерством исполнения, тщательной лепкой и точной моделировкой форм лица, а также тонкостью колорита. Флорис изобразил молодую женщину в богатой модной одежде. Детально законченная в освещенных частях ткань в тени написана почти эскизно. Вьющиеся золотистые пряди волос увиты жемчугом и уложены в затейливую прическу. Голова сильно повернута влево и склонена, как будто молодая женщина рассматривает нечто за пределами картины. Поворот головы, выражение лица, положение фигуры, ограниченное рамой,– все подтверждает, что этюд задуман как часть какой-то большой композиции.

Этюд женской головы

Этюд женской головы

Ученик Франса Флориса Мартин де Фос (1531/32–1603) с еще большей последовательностью шел по пути подражания итальянскому искусству. Он путешествовал по Италии, побывал в Риме, Флоренции, Венеции, испытал влияние Тинторетто. Количество написанных им картин чрезвычайно велико. Подобно Флорису, Фос стремился к созданию больших по размеру, монументальных произведений. Такова его «Аллегория Мира и Правосудия» из коллекции Эрмитажа. Крупные фигуры, изображенные в торжественных позах, яркие, сочные краски, строго продуманная композиция являются особенностями искусства Фоса. Содержание картины раскрывается с помощью символических атрибутов. Правосудие держит меч, ангел венчает его короной. Около фигуры, олицетворяющей Мир, реет в воздухе голубь, в руках обнаженного младенца оливковая ветвь. Пашущий крестьянин (в глубине, на втором плане) символизирует мирный труд.

Тема Мира и Правосудия была популярна в XVI веке в годы нидерландской революции и войны с испанцами. Она встречается как в живописи, так и в графике Нидерландов. Кроме того, подобные аллегорические темы разыгрывались на театральной сцене в виде живых картин и изображались актерами во время праздников или торжественных въездов коронованных особ в нидерландские города.

«Аллегория Мира и Правосудия» Франса Флориса

«Аллегория Мира и Правосудия» Франса Флориса

Франс Флорис и Мартин де Фос были представителями официального искусства. Они примыкали к консервативному течению в нидерландской живописи. Религиозное и аллегорическое содержание их картин строго соответствовало основным догмам католицизма. Оба они пользовались большим влиянием в Антверпене и имели крупные мастерские, в которых шло массовое производство произведений искусства.

Мартин де Фос, будучи деканом гильдии антверпенских художников – гильдии св. Луки, – сосредоточивал в своих руках основные заказы. Мастерская Фоса превратилась в своеобразное коммерческое предприятие, которое выпускало картины и гравюры, распространявшиеся по стране и за границей. Впоследствии опыт Фоса в организации и руководстве мастерской использовал Рубенс.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак