March 2, 2013
Питер Кук ван Альст (1502–1550) – живописец, рисовальщик, гравер, путешественник, универсально образованный человек, знавший несколько языков и переводивший с итальянского теоретический трактат Себастьяна Серлио об архитектуре. Именно у Питера Кука учился Питер Брейгель Старший – самый крупный живописец той эпохи в Нидерландах. В Эрмитаже хранятся «Моление о чаше» Питера Кука и работа одного из его последователей «Св. Иероним в пустыне».
«Моление о чаше» – эпизод евангельской легенды. Христос молится в Гефсиманском саду в окружении спящих апостолов. В глубине, у ворот сада, виден отряд конвоиров во главе с Иудой, пришедший взять под стражу Христа.
Эта картина имеет любопытную историю. Бросается в глаза неравномерность выполнения отдельных ее частей. Великолепно написаны фигуры апостолов, выразительны их лица. Яркими, живописными пятнами выделяются одежды на фоне зелени сада. Искусно выполнен горный пейзаж слева в глубине. Но пейзаж справа выглядит тусклым, невыразительным. Не требуется специальных приборов, чтобы увидеть: отдельные части картины написаны разными мастерами. Оказывается, первоначально картина представляла собой узкий вертикальный прямоугольник и, вероятно, была боковой створкой триптиха. В XVII или XVIII веке ее разрезали на неравные части, раздвинули фигуры апостолов, а пространство между ними заполнили приставками, дописав на yих пейзаж. Эта операция была предпринята, по всей вероятности, из коммерческих соображений, чтобы выдать створку за самостоятельную картину.
Питер Кук ван Альст не только писал картины. Он создавал картоны для шпалер, выполнял наброски для мастеров прикладного искусства и скульпторов. Интересный рисунок пером его работы, являющийся проектом резного деревянного алтаря, свидетельствует о контактах этого художника со скульпторами.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак