March 2, 2013
«Пейзаж со сценой легенды о св. Христофоре» Яна Мандейна (работал в Антверпене в начале XVI в.) построен по схеме, разработанной Иоахимом Патиниром и Херри мет де Блесом. Он представляет собой широкую панораму с холмами и долинами, рекою и морским заливом, уходящим к далекому горизонту. Особенность этого пейзажа – изобилие населяющих его странных, фантастических персонажей. Чудовища, полулюди, полуживотные или существа, сочетающие в себе насекомых, птиц и рыб, отвратительные карлики, монстры кишат повсюду, дерутся друг с другом, плавают в воде, порхают в небесах.
Св. Христофор – бородатый гигант в красном плаще – главное действующее лицо картины. Его культ был очень популярен в XV–XVI веках среди широких масс народа. Святой считался покровителем людей физического труда и, согласно верованиям средневековья, спасал от насильственной смерти. Многие верили также, что взгляд на его изображение предохранит и исцелит от чумы.
О св. Христофоре сохранились многочисленные легенды, они были собраны и обобщены в XIII веке Якобом Варажином в знаменитой книге «Золотая легенда». Однако Мандейн заимствовал из этой книги лишь эпизод, когда святой переносит младенца Христа через поток, а отшельник освещает ему фонарем путь. Странная отрубленная голова с воткнутым в нее большим ножом, укрепленная на ветвях дерева, быть может, является намеком на будущую мученическую смерть святого: в чертах лица этой головы заметно несомненное сходство с Христофором.
Ян Мандейн был последователем знаменитого нидерландского живописца рубежа XV и XVI веков Иеронима Босха. Именно от Босха заимствованы фантастическое окружение св. Христофора, все диковинные персонажи и уроды. Они являются олицетворением опасностей, подстерегающих человека на его жизненном пути, олицетворением сил зла. Непонятные в наши дни, они безусловно, находили отклик в сознании людей средневековья, когда широко была распространена вера в нечистую силу – чертей, ведьм, домовых и т. д.
В глубине пейзажа видны полчища чертей, сражающихся друг с другом. Один отряд обороняется на островке, укрывшись под гигантским стальным шлемом, другой пытается предпринять атаку с противоположного берега реки. Реальное переплетается здесь с фантастическим: черти вооружены по последнему слову техники XVI века. Они применяют огнестрельное оружие, передвижные щиты на колесах с амбразурами, копья, мечи. Другая группа чертей изображена на первом плане: они плывут в большой лодке, на которую погружена огромная смердящая сфера. Очень любопытны их одеяния – это костюмы различных слоев нидерландского общества. На голове одного – рыцарский шлем, другой носит обшитую мехом бархатную шапку бюргера. Наконец, монашеский темный капюшон украшает третьего. Не следует ли предположить, что, изображая эту группу, художник намекал на какие-то явления современной ему жизни? Справедливость подобного предположения подтверждается аналогичными мотивами в произведениях Иеронима Босха. Как раз там мы встречаем первые образцы социальной сатиры подобного типа.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак