Живопись | «Классика»

March 2, 2013

«Пейзаж со сценой легенды о св. Христофоре» Яна Мандейна (работал в Антверпене в начале XVI в.) построен по схеме, разработанной Иоахимом Патиниром и Херри мет де Блесом. Он представляет собой широкую панораму с холмами и долинами, рекою и морским заливом, уходящим к далекому горизонту. Особенность этого пейзажа – изобилие населяющих его странных, фантастических персонажей. Чудовища, полулюди, полуживотные или существа, сочетающие в себе насекомых, птиц и рыб, отвратительные карлики, монстры кишат повсюду, дерутся друг с другом, плавают в воде, порхают в небесах.

Св. Христофор – бородатый гигант в красном плаще – главное действующее лицо картины. Его культ был очень популярен в XV–XVI веках среди широких масс народа. Святой считался покровителем людей физического труда и, согласно верованиям средневековья, спасал от насильственной смерти. Многие верили также, что взгляд на его изображение предохранит и исцелит от чумы.

О св. Христофоре сохранились многочисленные легенды, они были собраны и обобщены в XIII веке Якобом Варажином в знаменитой книге «Золотая легенда». Однако Мандейн заимствовал из этой книги лишь эпизод, когда святой переносит младенца Христа через поток, а отшельник освещает ему фонарем путь. Странная отрубленная голова с воткнутым в нее большим ножом, укрепленная на ветвях дерева, быть может, является намеком на будущую мученическую смерть святого: в чертах лица этой головы заметно несомненное сходство с Христофором.

Ян Мандейн был последователем знаменитого нидерландского живописца рубежа XV и XVI веков Иеронима Босха. Именно от Босха заимствованы фантастическое окружение св. Христофора, все диковинные персонажи и уроды. Они являются олицетворением опасностей, подстерегающих человека на его жизненном пути, олицетворением сил зла. Непонятные в наши дни, они безусловно, находили отклик в сознании людей средневековья, когда широко была распространена вера в нечистую силу – чертей, ведьм, домовых и т. д.

В глубине пейзажа видны полчища чертей, сражающихся друг с другом. Один отряд обороняется на островке, укрывшись под гигантским стальным шлемом, другой пытается предпринять атаку с противоположного берега реки. Реальное переплетается здесь с фантастическим: черти вооружены по последнему слову техники XVI века. Они применяют огнестрельное оружие, передвижные щиты на колесах с амбразурами, копья, мечи. Другая группа чертей изображена на первом плане: они плывут в большой лодке, на которую погружена огромная смердящая сфера. Очень любопытны их одеяния – это костюмы различных слоев нидерландского общества. На голове одного – рыцарский шлем, другой носит обшитую мехом бархатную шапку бюргера. Наконец, монашеский темный капюшон украшает третьего. Не следует ли предположить, что, изображая эту группу, художник намекал на какие-то явления современной ему жизни? Справедливость подобного предположения подтверждается аналогичными мотивами в произведениях Иеронима Босха. Как раз там мы встречаем первые образцы социальной сатиры подобного типа.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак