February 27, 2013
Блестящими произведениями представлена на выставке также живопись Пабло Пикассо (1881–1973). В Эрмитаже находится 37 работ мастера (залы 346, 347). Все они относятся к ранним периодам в творчестве художника. Эрмитажная коллекция охватывает сравнительно небольшой период долгой творческой жизни Пикассо, примерно полтора десятилетия, но она славится первоклассными работами, свидетельствующими не только о большом мастерстве, но и о гуманистической сущности искусства художника, которого всегда глубоко волновала судьба человека в окружающем его мире.
«Любительница абсента» Пикассо
В «Любительнице абсента», исполненной в 1901 году, Пикассо обращается к сюжету, в то время уже не новому. Дега, импрессионисты, постимпрессионисты не раз по-своему изображали завсегдатаев кафе и кабачков. Но ни один из них не создал композиции, столь концентрированно лаконичной, не передал так обобщенно и с такой силой тему безысходности и одиночества, как это сделал Пикассо. Угол комнаты, полуфигура женщины, сифон и рюмка на краю стола. Но мы невольно всматриваемся в бледное, застывшее, подобное маске лицо, ощущаем жест рук, обхвативших и сжавших плечо и подбородок. Прием сознательной деформации, к которому прибегает Пикассо, следуя не анатомической точности, а поискам выразительности (чрезмерно длинная рука, на кисти три странно больших пальца), усиливает впечатление надлома, внутреннего трагизма образа. Колористическое решение картины, построенное на сопоставлении упрощенных плоскостей цвета (этот стиль даже называли «витражным») – синего, черного и коричневого,– подчеркивает минорную интонацию произведения.
«Бидон и миски» Пикассо
Пикассо был одним из основоположников кубизма, нового направления в искусстве Франции 1907–1908 годов. Эрмитажная картина – характерная работа художника этого периода. Изображая четыре обыденных предмета, Пикассо отбрасывает ряд признаков, которые зритель привык видеть в натюрморте. Он отказывается от передачи фактуры вещей, от детализации, цветовых рефлексов и все сводит к выявлению конструкции и объема. В отличие от Сезанна, остававшегося всегда верным натуре, кубисты трансформируют изображаемый объект по своему усмотрению. Так появляется абстрагирование формы предмета, подчеркнутое деформацией и условным цветом. За счет этого достигается большее ощущение структуры вещей, монументальности образа в целом. Банальные сосуды в картине Пикассо кажутся значительными, даже немного таинственными с их зияющими горловинами, как бы раскрытыми на зрителя, что придает натюрморту драматический оттенок. Многочисленные кубистические произведения дают представление об одном из этапов постоянных в творчестве Пикассо поисков новых форм выражения.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак