Живопись | «Классика»

February 26, 2013

Воздействие импрессионизма испытали в своем творчестве и такие мастера, как Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, но талант каждого из них в дальнейшем развивался самостоятельно. Этих художников обычно называют «постимпрессионистами». Их особенностью была свободная и обобщенная передача материальности окружающего мира. В своем творчестве они часто прибегали к декоративным приемам.

«Берега Марны» Сезанна

К 1880-м годам, когда уже определились основные черты искусства Поля Сезанна (1839–1906), относится эрмитажная картина «Берега Марны» (зал 318). Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов. Сезанн не стремится показать воздействие освещения на цвет предметов или влияние атмосферных явлений на восприятие их формы. Он отказывается и от импрессионистического метода нанесения красочных мазков и передачи воздушной среды. Сезанна привлекает не динамика и изменчивость пейзажа, а фиксация устойчивых и постоянных признаков. Он придает деревьям и кустам на берегу Марны обобщенные, почти геометризированные формы, подчеркивая их объемность и незыблемость. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки. Сопоставление всего нескольких взаимопроникающих цветов, особенно частых в пейзажах Сезанна,– сине-зеленого, оранжево-охристого и голубого – подчеркивает единство и цельность статичного и уравновешенного пейзажа.

«Натюрморт с драпировкой» Сезанна

В поисках предметности, в желании постигнуть закономерности и структуру объемов окружающего мира Сезанн большое внимание уделяет натюрморту. Стремясь выявить прежде всего геометрическую основу предметов, их материальность и устойчивое постоянство, художник сознательно исключает из характеристики вещей ряд признаков, которые тщетно искала и не находила в его картинах публика, воспитанная на искусстве салонов. Изображая, скажем, апельсины или яблоки, Сезанн обычно лишь в какой-то степени, а иногда и вообще никак не характеризовал эти плоды с точки зрения их отличительных черт. Зато другие качества были выявлены сполна: форма шара, объемность, плотность, вес. В своем искусстве Сезанн всегда шел от натуры. Изучая ее, он делал, например, вывод о том, что линия рисунка есть только в произведениях искусства, но не в натуре. В «Натюрморте с драпировкой» он синей полосой очерчивает часть объема плодов и плотными мазками краски соответствующих цветов передает его среднюю, наиболее выпуклую часть, добиваясь впечатления объемности и, кроме того, тяжести и материальности. Особой выразительности Сезанн достигает умелым использованием краски не только лишь как носителя цвета, но и как материала, обладающего определенными признаками (плотность, густота, шероховатая или маслянистая поверхность).

Натюрморт с драпировкой

Натюрморт с драпировкой

Подход Сезанна к отображению натуры, разработанный им метод распространялись и на другие жанры. Эрмитажная коллекция, помимо пейзажей и натюрмортов художника, содержит сюжетную композицию «Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»)», портрет «Курильщик» и «Автопортрет в каскетке».

Девушка у пианино

Девушка у пианино

«Куст» Ван Гога

Из четырех картин Винсента Ван Гога (1853–1890), хранящихся в музее, наиболее яркое и мажорное впечатление производит «Куст» (зал 317). Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим. Он усиливает ощущение буйной, интенсивной зелени растений сопоставлением ее с пронзительно синим фоном, написанным взаимно подчеркивающими звучность цвета голубыми и лиловыми мазками. Но не меньшее значение в эмоциональном воздействии произведения имеет характер самих мазков. Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. Художник создает эмоциональный динамичный образ, он рождает у зрителя чувство радости, восхищения красотой природы.

Куст

Куст

«Хижины» Ван Гога

Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера. В ней нет довольно частого мотива для творчества художника того времени: извивающихся, подобно языку колышащегося пламени, кипарисов, но те же волнообразные линии мы найдем в движении трав и на склонах устремленных по диагонали холмов, в изгибах струящегося ввысь дыма. Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Методы Ван Гога окажут впоследствии заметное влияние на творчество мастеров европейского экспрессионизма.

Хижины

Хижины

Картины Гогена

Искусство Поля Гогена (1848–1903) представлено в Эрмитаже 15 картинами (зал 316), относящимися к периоду, когда художник, покинув Францию, жил на острове Таити. Эта попытка Гогена бежать от цивилизации и социальных противоречий в далекий мир, к людям, живущим среди первозданной природы, оказалась наивной и тщетной. Найти гармонию и покой он не смог и в Океании, где не раз выступал на стороне туземцев, защищая справедливость и конфликтуя с колониальной администрацией. Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода». Новизна, свежесть и необычность этих картин привлекли к ним внимание во Франции не только в связи с широким интересом в метрополии к колониям, но и в силу загадочности для европейцев и некоего скрытого смысла этих произведений, особенно в глазах приверженцев литературного символизма.

Одна из лучших и наиболее характерных работ Гогена в Эрмитаже – «Таитянские пасторали». Впечатление экзотичности достигается в ней в основном не тем, что художник передает этнические черты в лицах и фигурах маори, изображает их в национальных одеждах, за обычными для островитян занятиями. Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Они подобны аппликациям восточного ковра или четко разграниченным цветным пятнам французских перегородчатых эмалей – «клуазоне». Отсюда название этого стиля – «клуазонизм». Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей.

Таитянские пасторали

Таитянские пасторали

В ряде картин, в частности, в эрмитажной «Женщине, держащей плод», где Гоген не стремился к «символике» и таинственности, обычные для него приемы не выступают в столь резкой форме, но еще полнее ощущается то, что впервые прозвучало именно в живописи Гогена,– интерес европейца к жизни и культуре колониальных народов, воспевание их самобытной красоты, утверждение человеческого достоинства маори.

Женщина, держащая плод

Женщина, держащая плод

Телеграм-канал «Классика»


https://los-servis.ru септик биодека устройство установка и обслуживание.


ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак