February 26, 2013
В 1870-х годах во Франции выдвигается группа молодых живописцев, с именами которых связаны дальнейшие поиски и завоевания в искусстве. Среди них особенно выделялись Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Ренуар, Камиль Писсарро. Импрессионисты (от impression, то есть «впечатление» – это слово входило в название картины Моне «Впечатление. Восход солнца», экспонированной на выставке 1874 года, где впервые выступила группа) противопоставили свое искусство рутине и консерватизму буржуазного салона. Они пошли дальше своих предшественников-барбизонцев, на основе натурных этюдов создавших пейзажи в мастерских с соответствующей корректировкой. Импрессионисты стали писать картины под открытым небом, на пленэре, основываясь лишь на непосредственных зрительных впечатлениях.
Если Моне (1840-1926), увлекшись передачей атмосферных явлений, мог почти растворить в тумане контуры и формы предметов, создавая пейзаж, то Ренуар, работавший в основном в области портрета, «ню» (обнаженной натуры) и изображения бытовых сцен, сделать этого, не разрушив основных признаков этих жанров, не мог.
Подобно другим мастерам импрессионизма, Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) обращается к темам повседневной жизни, пишет светлыми, яркими красками, нанося их дробным мелким мазком. Но в отличие от большинства своих друзей, Ренуар меньше интересуется пейзажем, живопись на пленэре он совмещает с работой в мастерской, немалое внимание уделяя передаче объемов.
«Портрет артистки Жанны Самари» Ренуара
В одной из замечательных картин Эрмитажа, «Портрете артистки Жанны Самари» (зал 320), импрессионистичность метода Ренуара проявляется не только в фиксации мгновенно схваченного мотива. Остановившись и сложив руки, молодая, но уже известная по выступлениям в театре Комеди Франсез, где она пленяла парижан талантом и красотой, Жанна Самари спокойно позирует художнику, но делает это артистично, естественно и изящно. Применение раздельных красочных мазков, передающих многообразие оттенков и световых бликов на розовато-желтом платье, теплоту тела, ощущение воздушной среды, словно окутывающей фигуру, также свидетельствует об использовании Ренуаром импрессионистических приемов. Художника не волнуют сложные психологические проблемы, но вызвано это отнюдь не равнодушием к человеку – главному объекту изображения Ренуара.
Художника пленяют молодость, здоровье, красота. Особенно охотно он пишет женщин и детей («Ребенок с кнутиком»). Его постоянная благожелательность к модели проявляется в том восхищении, с которым он стремится передать ее обаяние, грацию движений, живой блеск глаз, трепетную нежность тела, нарядную красочность одежды.
Никогда не порывая с реальными впечатлениями, Ренуар порой усиливает звучание того или иного цвета. Изображая, скажем, почти лилово-фиолетовые волосы, глаза и брови портретируемой в картине «Девушка с веером» и помещая модель на зеленовато-желтом фоне, художник подчеркивает необычность и выразительность красочного решения. Большой лиловый бант на груди, фиолетовые блики на шее и лице дополняют и укрепляют колористическое единство композиции.
Пастели Дега
Эдгар Дега (1834–1917), картины которого выставлены в том же зале (320), отражая в своем искусстве современную жизнь и фиксируя мимолетные впечатления (он работал всегда в мастерской), писал не пейзажи, а жанровые сцены, «ню» и портреты, большое значение придавая рисунку. Его интересуют передача движения, динамика схваченной сцены, выразительность позы. Он пишет скачки, изображает труд модисток и прачек, великолепно улавливая своеобразие их профессиональных движений, часто обращается к балету, и танцовщицы предстают у него не только в свете рампы, но и за изнурительной будничной работой. Эрмитажные «Танцовщицы» – далеко не лучший образец произведений такого рода, но характерный для творчества Дега: он и здесь запечатлел не красоту балерин в спектакле, а
их прозаические лица и движения, когда они, находясь где-то за кулисами, не чувствуя взглядов зрителей, держатся раскованно, не думая о пластике форм и изяществе движений.
В многочисленных «ню» Дега, отвергая ставшие традиционными в искусстве представления о красоте, идеальных формах, наиболее эффектных ракурсах при изображении обнаженного женского тела, стремится во всем следовать жизненным наблюдениям, предпочитая фиксировать непреднамеренные позы, естественные движения. Он пишет женщин, выходящих из ванны, вытирающихся полотенцем, причесывающихся, когда они менее всего заботятся о выигрышности поз и о том, какое впечатление они производят. Эрмитажная картина на эту тему «За туалетом» и две работы с одинаковым названием – «После ванны» – исполнены Дега в технике пастели, к которой он особенно охотно прибегал в 1880-х годах, когда им был создан целый ряд аналогичных однофигурных композиций. Использование цветных мелков, позволявшее органично соединить живопись и рисунок, давало также возможность полнее передать ощущение мягкости и теплоты обнаженного тела. Холодный, а иногда нарочитый условный цвет фона в картине еще более усиливал впечатление естественности и достоверности изображения живой плоти. Несколько сдвинув фигуру обнаженной в сторону от центра и даже чуть «срезав» ее рамой картины, Дега придает композиции как бы «случайный» характер, что создает иллюзию непреднамеренности и свежести наблюдения. Необычная точка зрения – вид сбоку и сверху – еще более усиливает впечатление. Даже сейчас, спустя почти столетие со времени написания этих картин, работы Дега поражают неожиданностью и остротой видения.
«Бульвар Монмартр в Париже» Писсарро
Важное место в искусстве импрессионистов, в частности, в творчестве Камиля Писсарро (1830–1903) занимала новая для того времени тема – жизнь большого современного города. Многократно обращаясь к одному и тому же объекту, часто увиденному с одной и той же точки зрения (например, серия картин, написанных Писсарро из окна его дома в Париже), художник фиксирует мотив с учетом времени дня и разных погодных условий. Исполненные в типично импрессионистической манере кажущимися вблизи небрежно брошенными мелкими отдельными черточками и точками цвета, такие городские пейзажи, как эрмитажный «Бульвар Монмартр в Париже» (зал 318), при взгляде с некоторого расстояния создают иллюзию оживленной перспективы городской улицы с динамичными потоками людей и катящимися экипажами, постепенно, по мере удаления, все менее и менее заметными в туманной дымке за слоем воздуха.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак