Живопись | «Классика»

February 25, 2013

В 1830–1840-х годах во Франции начинает утверждаться реалистическое направление. Выступает группа художников-пейзажистов во главе с Теодором Руссо (1812–1867). Покинув парижские мастерские, они значительное время проводят за работой в деревне Барбизон и ее живописных окрестностях. По названию деревни группа художников получает название «барбизонцы». Красота природы вдохновляет их на создание реалистических пейзажей.

«Вид в окрестностях Гранвиля» Теодора Руссо

Одна из семи хранящихся в Эрмитаже картин Руссо (зал 328) навеяна непосредственными впечатлениями от поездки в маленький приморский городок и прогулками по каменистым проселочным дорогам в глухих местах, среди скал и диких рощ, начинающихся сразу же за городом. Руссо отвергает каноны, руководствуясь которыми классицисты создавали «идеальные», «героические» пейзажи. Основываясь на этюдах, исполненных с натуры, и обладая великолепной зрительной памятью, художник стремится в картине передать всю прелесть и своеобразие неприукрашенной природы.

Вид в окрестностях Гранвиля

Вид в окрестностях Гранвиля

«Рынок в Нормандии» Теодора Руссо

В редком и необычном для Руссо жанре городского пейзажа «Рынок в Нормандии» (зал 328) Руссо фиксирует внимание не на эпизодах жизни рынка – для него это прежде всего пейзаж. Художник четко строит композицию, уверенно сопоставляя объемы нескольких домов и оставляя небольшой просвет неба, подчеркивает выразительный силуэт зданий. Суммарно написанные фигурки людей становятся неотъемлемой частью пейзажа в целом, подчиняясь его краскам, освещению, общему ритму и настроению. Картина покоряет удивительной достоверностью и поэтичностью, она вводит в мир монотонных будней захолустных городков на окраине Франции, которые, кажется, не подвластны времени.

Живопись Дюпре, Диаза, Тройона, Добинь

Методом, основанным на наблюдении природы и ее правдивом отображении в живописи, руководствовались и другие художники – барбизонцы (залы 328–321). Однако работы каждого отмечены чертами самобытности, особенностями их таланта, их видения мира. Картины Жюля Дюпре (1811–1889) с их плотной, часто пастозной живописью и насыщенным цветом хорошо передают спокойствие и стихийную мощь природы («Деревенский пейзаж», «Пейзаж с коровами», «Осенний пейзаж»).

Деревенский пейзаж

Деревенский пейзаж

Ландшафты Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пеньи (1808–1876), полупустынные, с несколькими деревцами в глубине и затерявшимися фигурками путников, овеяны романтической грустью. Для ряда картин Диаза характерны тяга к экзотике, необычные красочные эффекты («Цыгане, слушающие предсказания молодой гадалки»)– свидетельство связи художника с романтической традицией.

Цыгане, слушающие предсказания молодой гадалки

Цыгане, слушающие предсказания молодой гадалки

Констан Тройон (1810–1865), будучи не только мастером пейзажа, но и замечательным анималистом, в большом полотне «Отправление на рынок» сумел передать иллюзию движения стада животных и запечатлеть момент, когда первые лучи восходящего солнца рассеивают утренний туман. В Эрмитаже – лучший из нескольких сохранившихся вариантов картин Тройона на эту тему.

Отправление на рынок

Отправление на рынок

Легкими и воздушными с их светлой живописью кажутся пейзажи Шарля Франсуа Добиньи (1817–1878) – «Берега реки Уазы», «Пруд», «Берег моря в Виллервиле», «Берег»,– где много места отведено небу, которое, как и деревья, отражается в глади вод.

Пруд

Пруд

«Крестьянки с хворостом» Милле

Всего лишь двумя небольшими картинами представлено в музее искусство Жана Франсуа Милле (1814–1875). Художник, расцвет творчества которого связан с Барбизоном, где он прожил последние двадцать пять лет жизни, впервые без прикрас отобразил тяжелый труд крестьян, их каждодневную борьбу за существование. «Крестьянки с хворостом» – одна из характерных работ Милле. Фигуры двух женщин, согнувшихся под тяжестью груза и медленно, с опущенными головами, бредущих по тропе, даны на фоне темнеющего леса. Минорная красочная гамма, лаконизм композиции и обобщенная трактовка форм придают образам маленькой картины суровую монументальность.

Крестьянки с хворостом

Крестьянки с хворостом

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак