February 25, 2013
В 1830–1840-х годах во Франции начинает утверждаться реалистическое направление. Выступает группа художников-пейзажистов во главе с Теодором Руссо (1812–1867). Покинув парижские мастерские, они значительное время проводят за работой в деревне Барбизон и ее живописных окрестностях. По названию деревни группа художников получает название «барбизонцы». Красота природы вдохновляет их на создание реалистических пейзажей.
«Вид в окрестностях Гранвиля» Теодора Руссо
Одна из семи хранящихся в Эрмитаже картин Руссо (зал 328) навеяна непосредственными впечатлениями от поездки в маленький приморский городок и прогулками по каменистым проселочным дорогам в глухих местах, среди скал и диких рощ, начинающихся сразу же за городом. Руссо отвергает каноны, руководствуясь которыми классицисты создавали «идеальные», «героические» пейзажи. Основываясь на этюдах, исполненных с натуры, и обладая великолепной зрительной памятью, художник стремится в картине передать всю прелесть и своеобразие неприукрашенной природы.
«Рынок в Нормандии» Теодора Руссо
В редком и необычном для Руссо жанре городского пейзажа «Рынок в Нормандии» (зал 328) Руссо фиксирует внимание не на эпизодах жизни рынка – для него это прежде всего пейзаж. Художник четко строит композицию, уверенно сопоставляя объемы нескольких домов и оставляя небольшой просвет неба, подчеркивает выразительный силуэт зданий. Суммарно написанные фигурки людей становятся неотъемлемой частью пейзажа в целом, подчиняясь его краскам, освещению, общему ритму и настроению. Картина покоряет удивительной достоверностью и поэтичностью, она вводит в мир монотонных будней захолустных городков на окраине Франции, которые, кажется, не подвластны времени.
Живопись Дюпре, Диаза, Тройона, Добинь
Методом, основанным на наблюдении природы и ее правдивом отображении в живописи, руководствовались и другие художники – барбизонцы (залы 328–321). Однако работы каждого отмечены чертами самобытности, особенностями их таланта, их видения мира. Картины Жюля Дюпре (1811–1889) с их плотной, часто пастозной живописью и насыщенным цветом хорошо передают спокойствие и стихийную мощь природы («Деревенский пейзаж», «Пейзаж с коровами», «Осенний пейзаж»).
Ландшафты Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пеньи (1808–1876), полупустынные, с несколькими деревцами в глубине и затерявшимися фигурками путников, овеяны романтической грустью. Для ряда картин Диаза характерны тяга к экзотике, необычные красочные эффекты («Цыгане, слушающие предсказания молодой гадалки»)– свидетельство связи художника с романтической традицией.
Констан Тройон (1810–1865), будучи не только мастером пейзажа, но и замечательным анималистом, в большом полотне «Отправление на рынок» сумел передать иллюзию движения стада животных и запечатлеть момент, когда первые лучи восходящего солнца рассеивают утренний туман. В Эрмитаже – лучший из нескольких сохранившихся вариантов картин Тройона на эту тему.
Легкими и воздушными с их светлой живописью кажутся пейзажи Шарля Франсуа Добиньи (1817–1878) – «Берега реки Уазы», «Пруд», «Берег моря в Виллервиле», «Берег»,– где много места отведено небу, которое, как и деревья, отражается в глади вод.
«Крестьянки с хворостом» Милле
Всего лишь двумя небольшими картинами представлено в музее искусство Жана Франсуа Милле (1814–1875). Художник, расцвет творчества которого связан с Барбизоном, где он прожил последние двадцать пять лет жизни, впервые без прикрас отобразил тяжелый труд крестьян, их каждодневную борьбу за существование. «Крестьянки с хворостом» – одна из характерных работ Милле. Фигуры двух женщин, согнувшихся под тяжестью груза и медленно, с опущенными головами, бредущих по тропе, даны на фоне темнеющего леса. Минорная красочная гамма, лаконизм композиции и обобщенная трактовка форм придают образам маленькой картины суровую монументальность.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак