February 25, 2013
Коренные перемены, происшедшие во Франции в результате буржуазной революции 1789–1794 годов, преобразили и искусство страны. Луи Давид (1748–1825) выступает как глава нового направления – революционного классицизма. Во многом опираясь на методы Пуссена и развивая их в соответствии с новыми целями, он часто использует героические античные сюжеты и образы для выражения современных ему прогрессивных идей.
«Сафо и Фаон» Давида
Единственная работа выдающегося мастера в Эрмитаже «Сафо и Фаон» (зал 332) исполнена Давидом в поздний период, когда он уже отходит от революционных идеалов. Художник и здесь обращается к историческим образам (древнегреческой поэтессы Сафо и ее возлюбленного – Фаона), он строит композицию по классицистическим канонам, но создает произведение, отмеченное печатью холодности, лишенное общественно значимого содержания.
«Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту» Гро
В творчестве ученика Давида Антуана Жана Гро (1771–1835) появляется большая живописность, стремление преодолеть свойственный работам классицистов рационализм, статичность и сухость рисунка. В картине «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту» (зал 331) отражено реальное событие современной художнику истории, героем которого стал Наполеон. 17 ноября 1796 года, в критический момент битвы при Арколе, когда все решали минуты, он первым ворвался на занятый неприятелем мост, увлекая за собой войска.
Это произведение в равной мере и портрет, и картина батального жанра, передающая суровую патетику битвы. Однако портрет идеализирован, образ приподнят, героизирован. Композиция полна движения и экспрессии. Устремленный в сторону неприятеля двадцатисемилетний Наполеон обернулся к невидимым нам солдатам. На фоне взметнувшегося знамени и темных облаков, пробегающих над мрачными скалами ущелья, резко выделяется бледное лицо Бонапарта. И зритель невольно всматривается в него, в глаза, призывно обращенные к войскам, в плотно сжатые губы. Динамика и эмоциональная насыщенность отличают эту картину от работ классицистов и свидетельствуют о несомненном воздействии на искусство Гро нового направления, постепенно завоевывающего позиции во Франции,– романтизма.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак