Живопись | «Классика»

February 25, 2013

25021301

Один из величайших художников Франции Антуан Ватто (1684–1721) выступает в начале XVIII века как реформатор живописи, противопоставив безжизненным, отвлеченным и статичным персонажам академических полотен образы живых, реальных людей, действующих в конкретной социальной среде (зал 284, Эрмитаж).

В лиричной картине «Савояр с сурком» изображен улыбающийся и, казалось бы, не сетующий на судьбу бродячий музыкант в старенькой одежде, одиноко стоящий в ясное холодное утро на пустынной площади захолустного городка. Проникнутая чувством легкой грусти, картина обладает большой силой эмоционального воздействия. Художник пишет сценки из жизни военных, актеров, но особенно часто – картины в созданном им жанре так называемых галантных празднеств. Изображая прогулки, развлечения, любовные сценки, в которых участвуют элегантно одетые дамы и кавалеры, Ватто создает особый, поэтический мир, где переплетаются фантастика и реальность, мечта о беззаботной радостной жизни людей среди природы и характерные для светского общества пустота, манерность, эротика.

В середине XVIII века, в период все более очевидного упадка абсолютизма и кризиса дворянско-аристократического общества, во французском искусстве складывается стиль рококо. Созданные в расчете на вкусы знати с ее жаждой наслаждений и стремлением уйти от реальности в мир фантазии и условных чувств, произведения, выполненные в этом стиле, манерные и игривые, порой откровенно эротичные, с прихотливым изяществом и нежными идиллическими красками, быстро приобрели огромную популярность. Центральная фигура в искусстве рококо – Франсуа Буше (1703–1770), директор Академии, придворный живописец короля, создатель многочисленных картин, рисунков, гравюр, художник, оформлявший спектакли, иллюстрировавший книги, автор плафонов, декоративных панно, картонов, по которым ткали гобелены, моделей для изготовления фарфоровых изделий.

«Пастушеская сцена» Буше

Буше часто обращался к новому жанру – пасторали. Прекрасный образец такого рода картин – «Пастушеская сцена» (зал 285). В ней выразительно запечатлен момент обольщения расчетливым соблазнителем наивной, простодушной девушки. С большим живописным мастерством написаны фигуры, пейзаж, фрукты, бокалы с вином. В произведении Буше мы не увидим образов французских крестьян и реальной обстановки, которая их окружала. Выдуманную красивую и изящную пастораль художник предпочитает изображению действительности. Подобные картины создавались с учетом общего стиля убранства парадных залов в особняках французской знати. В этих произведениях ярко проявился декоративный дар Буше.

Пастушеская сцена

Пастушеская сцена

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак