Живопись | «Классика»

February 24, 2013

Коллекция французского искусства в Эрмитаже по количеству и качеству экспонатов – вторая в мире после Лувра (Париж) и размещается на самой большой в отделе истории западноевропейского искусства выставке, занимающей залы 272–297 на II этаже и залы 314–332, 343–350 – на III этаже. С началом Возрождения во Франции в XV веке централизация страны и укрепление королевской власти способствовали росту новых тенденций и распространению светской культуры. Однако в искусстве еще долго сохраняются также старые религиозные средневековые представления и образы.

«Аллегорический портрет Анны Австрийской» Вуэ

В XVII веке, в период наивысшего подъема французского абсолютизма, формируется стиль придворного искусства. Главой «аристократического» направления был «первый живописец короля» Симон Вуэ (1590–1649). Основное назначение созданного Вуэ парадного портрета французской королевы Анны Австрийской (зал 275) – прославление власти. Изображение портретируемой в виде римской богини Минервы, язык аллегорий (символ мудрости – сова; славы и власти – венок на голове, жезл в руке, амуры, поддерживающие гирлянды), торжественная декорация архитектурного фона, интенсивные локальные краски – все подчеркивает официальный характер произведения.

Реалистические тенденции во французском искусстве этого времени особенно ярко проявились в творчестве художников демократического направления – братьев Ленен: Антуана (1588–1648), Луи (1593–1648) и Матье (1607–1677). Братья Ленен работали в одной мастерской и часто одинаково подписывали картины, помечая лишь фамилию. Луи Ленен превосходил братьев не только силой и глубиной таланта, но и более последовательным демократизмом своего искусства.

«Семейство молочницы» Луи Ленена

С глубокой симпатией, правдиво, без всякой идеализации художник запечатлел в одной из лучших работ (зал 276) крестьянскую семью, умело подчеркнув тесную связь героев с природой. Крестьяне полны чувства собственного достоинства, благородства, своеобразного величия. Проникновенно, с большой поэтичностью и мастерством, в эскизной манере, полутонами пишет Ленен далекий пейзаж. Картина выдержана в едином колорите – разнообразие красочных оттенков подчинено общему серовато-серебристому тону. Сочетание мужественности и поэтичности характерно для настроения, которым проникнуто произведение. Скромные картины братьев Ленен, правдиво рисующие конкретные сцены из жизни крестьян, явились важным завоеванием прогрессивного демократического направления во французской живописи.

Семейство молочницы

Семейство молочницы

В «обетованной стране искусств», Италии, много лет провел французский живописец-классицист Клод Желле (1600–1682), специализировавшийся на пейзажах с тонко разработанными световыми эффектами, с передачей воздушного пространства, с четкой перспективой. Выходец из Лотарингии, художник больше известен под именем Лоррена (что означает «лотарингец»).

Пейзажи Лоррена

Находящиеся в зале 280 картины «Утро» (1666), «Полдень» (1651), «Вечер» (1663) и «Ночь» (1672) составляют цикл «Четыре времени суток», виртуозно исполненный Лорреном. Каждое из этих полотен своеобразно, но есть в них и нечто общее. Это идеализированные «героические пейзажи», в которых отразилась мечта мастера-классициста о гармоническом и прекрасно устроенном мире.

Утро

Утро

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак