February 24, 2013
В XVI веке усиливаются культурные связи Нидерландов с другими странами, в том числе с Италией, куда направляются многие художники для дальнейшего совершенствования, приобщения к художественным традициям классики и знакомства с достижениями великих мастеров. Известный живописец Ян Госсарт (около 1478 – около 1532), прозванный по месту рождения Мабюзе, вернувшись из поездки в Италию, выступил как основоположник романизма – итальянизирующего направления в нидерландском искусстве.
«Снятие с креста» Яна Госсарта с монументальным и строго центрическим характером композиции, со стремлением к симметрии и равновесию, свободным владением передачей сложных ракурсов человеческих тел заставляет вспомнить итальянские образцы, которыми вдохновлялся художник. Так, особое внимание, которое он уделяет пластике форм и объемности фигур, связано с впечатлением от работ Микеланджело, некоторые типажи навеяны образами Рафаэля. Но все это сочетается с чертами, идущими от национальных нидерландских традиций (тщательность в проработке деталей, любование красотой предметов быта, одеяний, драгоценностей). Картина представляет собой центральную створку триптиха, боковые части которого ныне хранятся в музее города Толедо (США).
«Исцеление иерихонского слепца» Лукаса ван Лейдена
Пребывание в Италии оказало влияние и на творчество другого выдающегося нидерландского художника – Лукаса ван Лейдена (1489/94–1533). Триптих «Исцеление иерихонского слепца» – одна из его поздних работ. Сюжет заимствован из евангельской легенды, повествующей о чудесном исцелении слепца Христом у стен города Иерихона. Используя композиционные приемы итальянской живописи – размещая толпу людей, ставших свидетелями чуда, слева и справа и оставляя в средней части картины просвет,– художник изображает здесь фигуры Христа и слепца с мальчиком-поводырем. Особое положение этой группы подчеркнуто движениями и жестами людей, возбужденно ожидающих чуда. И все же Лука Лейденский сохраняет прочную связь с национальной традицией. Основное внимание он обращает на реакцию толпы, а не на саму сцену таинства. Религиозная картина приобретает жанровый характер. Лица евангельских героев наделены национальными чертами, персонажи одеты в современные художнику костюмы. Пестрый, яркий колорит картины сообщает ей еще более светский и жизнеутверждающий характер.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак