Живопись | «Классика»

February 24, 2013

В XVI веке усиливаются культурные связи Нидерландов с другими странами, в том числе с Италией, куда направляются многие художники для дальнейшего совершенствования, приобщения к художественным традициям классики и знакомства с достижениями великих мастеров. Известный живописец Ян Госсарт (около 1478 – около 1532), прозванный по месту рождения Мабюзе, вернувшись из поездки в Италию, выступил как основоположник романизма – итальянизирующего направления в нидерландском искусстве.

«Снятие с креста» Яна Госсарта с монументальным и строго центрическим характером композиции, со стремлением к симметрии и равновесию, свободным владением передачей сложных ракурсов человеческих тел заставляет вспомнить итальянские образцы, которыми вдохновлялся художник. Так, особое внимание, которое он уделяет пластике форм и объемности фигур, связано с впечатлением от работ Микеланджело, некоторые типажи навеяны образами Рафаэля. Но все это сочетается с чертами, идущими от национальных нидерландских традиций (тщательность в проработке деталей, любование красотой предметов быта, одеяний, драгоценностей). Картина представляет собой центральную створку триптиха, боковые части которого ныне хранятся в музее города Толедо (США).

«Исцеление иерихонского слепца» Лукаса ван Лейдена

Пребывание в Италии оказало влияние и на творчество другого выдающегося нидерландского художника – Лукаса ван Лейдена (1489/94–1533). Триптих «Исцеление иерихонского слепца» – одна из его поздних работ. Сюжет заимствован из евангельской легенды, повествующей о чудесном исцелении слепца Христом у стен города Иерихона. Используя композиционные приемы итальянской живописи – размещая толпу людей, ставших свидетелями чуда, слева и справа и оставляя в средней части картины просвет,– художник изображает здесь фигуры Христа и слепца с мальчиком-поводырем. Особое положение этой группы подчеркнуто движениями и жестами людей, возбужденно ожидающих чуда. И все же Лука Лейденский сохраняет прочную связь с национальной традицией. Основное внимание он обращает на реакцию толпы, а не на саму сцену таинства. Религиозная картина приобретает жанровый характер. Лица евангельских героев наделены национальными чертами, персонажи одеты в современные художнику костюмы. Пестрый, яркий колорит картины сообщает ей еще более светский и жизнеутверждающий характер.

Исцеление иерихонского слепца

Исцеление иерихонского слепца

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак