Живопись | «Классика»

February 24, 2013

Зародившаяся еще в творчестве Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена нидерландская портретная живопись в XVI веке развивается и обогащается новым типом картин. Возникает групповой портрет, в дальнейшем получивший большое распространение на севере Нидерландов. Одним из основоположников его был Дирк Якобс (около 1497–1567). Эрмитаж располагает двумя групповыми портретами его работы.

«Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков», исполненный в 1532 году, принадлежит к числу самых ранних памятников подобного типа. Корпорации были добровольными организациями нидерландских бюргеров и представляли собою нечто вроде отрядов ополчения или народной милиции, которые в нужный момент вставали на защиту родных городов от врага. Дух коллективизма, боевого товарищества, взаимной выручки и дружбы был очень силен в корпорациях.

Дирк Якобс изобразил семнадцать мужчин в плоских шапках и двухцветных красно-синих корпоративных одеждах. У одного из них виден на плаще знак корпорации, изображающий орлиный коготь. В центре группы изображен начальник – человек с грубоватым решительным лицом, в металлическом панцире, с мушкетом в руках. Композиция условна: персонажи картины располагаются тремя рядами, откровенно позируя художнику. Фигуры их тесно сдвинуты и плотно зажаты краями рамы. Впечатление некоторой монотонности, возникающее при первом взгляде на картину, связано прежде всего с тем, что стрелки одеты в одинаковую форму своей гильдии, все лица повернуты в три четверти и расположены в линию с другими. Но при более внимательном рассмотрении картины становится очевидным умение мастера запечатлеть неповторимые индивидуальные черты каждого человека и даже особенности его характера. И все же в этом групповом портрете каждый человек существует сам по себе, не будучи связанным действием с окружающими.

Второй эрмитажный портрет Дирка Якобса, написанный им спустя три десятилетия, в 1561 году, позволяет судить о следующей стадии развития этого жанра в нидерландском искусстве, а также свидетельствует о возросшем мастерстве художника. По сравнению с портретом 1532 года, Дирк Якобс добился здесь свободного расположения фигур, которые уже не заполняют все пространство. Количество действующих лиц уменьшилось. Теперь их только девять. Все они в черных шубах, обшитых мехом, и черных плоских шапках. Некоторые опираются на ружья, двое держат серебряные кружки в руках, а у третьего – серебряная чаша, украшенная эмблемой и изображением двух перекрещивающихся мушкетов. Письмоводитель корпорации стрелков держит бумагу. Индивидуальная характеристика каждого персонажа стала ярче и многограннее. Мастер сумел избежать скованности поз и движений. На втором плане большое место занимает пейзаж, вносящий оживление в композицию. Несколько пестрая красочность раннего портрета сменилась мягкой и более спокойной цветовой гаммой. Но проблема взаимосвязи персонажей также еще не решена.

Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков

Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков

Большинство групповых портретов, обычно оставшихся в собственности заказавших их корпораций, и поныне находится в Нидерландах. Тем больший интерес представляют картины Дирка Якобса, позволяющие в Эрмитаже познакомиться с первыми произведениями этого жанра.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак