February 24, 2013
Зародившаяся еще в творчестве Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена нидерландская портретная живопись в XVI веке развивается и обогащается новым типом картин. Возникает групповой портрет, в дальнейшем получивший большое распространение на севере Нидерландов. Одним из основоположников его был Дирк Якобс (около 1497–1567). Эрмитаж располагает двумя групповыми портретами его работы.
«Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков», исполненный в 1532 году, принадлежит к числу самых ранних памятников подобного типа. Корпорации были добровольными организациями нидерландских бюргеров и представляли собою нечто вроде отрядов ополчения или народной милиции, которые в нужный момент вставали на защиту родных городов от врага. Дух коллективизма, боевого товарищества, взаимной выручки и дружбы был очень силен в корпорациях.
Дирк Якобс изобразил семнадцать мужчин в плоских шапках и двухцветных красно-синих корпоративных одеждах. У одного из них виден на плаще знак корпорации, изображающий орлиный коготь. В центре группы изображен начальник – человек с грубоватым решительным лицом, в металлическом панцире, с мушкетом в руках. Композиция условна: персонажи картины располагаются тремя рядами, откровенно позируя художнику. Фигуры их тесно сдвинуты и плотно зажаты краями рамы. Впечатление некоторой монотонности, возникающее при первом взгляде на картину, связано прежде всего с тем, что стрелки одеты в одинаковую форму своей гильдии, все лица повернуты в три четверти и расположены в линию с другими. Но при более внимательном рассмотрении картины становится очевидным умение мастера запечатлеть неповторимые индивидуальные черты каждого человека и даже особенности его характера. И все же в этом групповом портрете каждый человек существует сам по себе, не будучи связанным действием с окружающими.
Второй эрмитажный портрет Дирка Якобса, написанный им спустя три десятилетия, в 1561 году, позволяет судить о следующей стадии развития этого жанра в нидерландском искусстве, а также свидетельствует о возросшем мастерстве художника. По сравнению с портретом 1532 года, Дирк Якобс добился здесь свободного расположения фигур, которые уже не заполняют все пространство. Количество действующих лиц уменьшилось. Теперь их только девять. Все они в черных шубах, обшитых мехом, и черных плоских шапках. Некоторые опираются на ружья, двое держат серебряные кружки в руках, а у третьего – серебряная чаша, украшенная эмблемой и изображением двух перекрещивающихся мушкетов. Письмоводитель корпорации стрелков держит бумагу. Индивидуальная характеристика каждого персонажа стала ярче и многограннее. Мастер сумел избежать скованности поз и движений. На втором плане большое место занимает пейзаж, вносящий оживление в композицию. Несколько пестрая красочность раннего портрета сменилась мягкой и более спокойной цветовой гаммой. Но проблема взаимосвязи персонажей также еще не решена.
Большинство групповых портретов, обычно оставшихся в собственности заказавших их корпораций, и поныне находится в Нидерландах. Тем больший интерес представляют картины Дирка Якобса, позволяющие в Эрмитаже познакомиться с первыми произведениями этого жанра.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак